Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Вячеславовна

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Воспитание уважения родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим народному творчеству преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой. Особое значение при этом отводится знакомству дошкольников с природой родного края.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.

Воспитатель МБДОУ

Сявского детского

сада «Колокольчик»

Смирнова Т.В.

Пояснительная записка.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению, она писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др.

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании:

 - рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения;

- сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого–осознанного поведения в окружающей природой среде, привитие практических природоохранных навыков, любовь к природе родного края.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Воспитание уважения родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим народному творчеству преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой. Особое значение при этом отводится знакомству дошкольников с природой родного края.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.

Задачи:

  1. Расширять кругозор детей о природе Земли - естественной среде обитания человека.
  2. Систематизировать знания об окружающем мире.
  3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
  4. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  5. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  6. Формировать навыки безопасного поведения на природе.
  7. Развивать познавательные способности детей: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки.
  8. Развивать познавательную активность в процессе исследовательско – экспериментальной деятельности.
  9. Воспитывать чувство глубокой привязанности к родному краю, бережного отношения к природе. воспитывать чувство патриотизма и интернациональную толерантность.

Учебно-тематический план программы:

Сентябрь

Игра «Чудеса волшебного сундучка».

Цель: рассмотреть объекты живой и неживой природы, собранные во время экскурсий и целевых прогулок летом, в начале осени детьми и родителями (коллекция камней, семян растений, овощи, фотографии животных и растений, гербарии растений, речная вода и т. д.); закрепить умение классифицировать объекты живой и неживой природы. (Диагностика в начале года).

Беседа «Лесные жители нашего края».

Цель: расширить знания детей о диких животных; показать многообразие животного мира сибирского леса; воспитывать любовь к родной природе.

Октябрь.

Беседа «Моя семья».

Цель: узнать свою родословную путем составления генеалогического древа семьи.

Опыт «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Ноябрь.

Беседа «Быт народов нашего края».

Цель: сформировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, игрушек прошлого века и настоящего века.

Опыт «Как образуется тень».

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Декабрь.

Беседа «Зимний лес».

Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; воспитывать любовь к родной природе.

Опыт «Как работает термометр».

Цель: посмотреть, как работает термометр.

Январь.

Беседа «Русская народная праздничная одежда».

Цель: рассмотреть и запомнить названия элементов русского народного костюма, его орнамента, украшений.

Беседа «Птицы нашего края».

Цель: показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность.

Февраль.

Беседа «Как устроены перья у птиц».

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Экскурсия в музей в средней школе поселка.

Цель: дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего поселка; познакомить детей с жизнью наших предков; воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Март.

Беседа «Русские народные игры».

Цель: познакомить с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии при помощи русской народной игры.

Беседа «Легенда поселка Сява».

Цель: обогащать знания детей об истории возникновения поселка, воспитывать любовь к родному краю.

Апрель.

Опыт «Фильтрование воды».

Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Акция «Мы за чистый поселок!"

Цель: изучение роли жителей, проживающих в нашем поселке в загрязнении окружающей среды и определение вклада, который могли бы внести ребята нашего детского сада и жители села в решение этой проблемы.

Май.

Беседа «Сталинградская битва»

Цель: расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Цель: определение уровня знаний и подготовки детей по экологии и краеведению. (Диагностика в конце года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Познаю мир" подготовительная группа

Программа предназначена для валеологического воспитания дошкольников....

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УМКА» в подготовительной группе

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи....

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).Развитие  мышления, как гибкость, подвижность, системность, д...

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе...