Проект «Народное искусство и культурное наследие»
проект

Котова Полина Владимировна

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"

Пояснительная записка

Проект

Презентация к проекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: короткосрочный

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми.  Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.

Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа. На основании опроса было выявлено, что опрашиваемые недостаточно знакомы с данной темой. Это послужило мотивом выбора темы проекта «Народное искусство и культурное наследие».

Проблема: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества

Задачи проекта: 1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

8. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

9. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

10. Расширять сотрудничество с родителями.

11. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

4. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

5. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

6. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

7. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

8. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

9. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

Полученные результаты:

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Совместно с родителями в группе организована выставка – музей «Предметы народного быта».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Народное искусство и культурное наследие» Котова Полина Владимировна, воспитатель МБОУ « Благодаровская СОШ»

Слайд 2

Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества Задачи проекта: 1 . Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков). 2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах). 3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми). 4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка. 5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. 6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове , Дымкове , русской народной игрушке). 7. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму. 8. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию. 9. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. 10. Расширять сотрудничество с родителями. 11. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Слайд 3

Классики педагогики о приобщении дошкольников к народной культуре. Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль народной культуры в воспитании, развитии и формировании личности. Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагоги- ческой теории К. Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской. К.Д Ушинский ввел термин «народная педагогика», видя в культуре русского народа национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине. Народная педагогика - это воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская , Н.В.Виноградова , Е. И.Радина .

Слайд 4

Этапы работы над проектом 1 этап – подготовительный 1. Формулирование цели и определение задач. 2. Составление плана основного этапа проекта. 3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. 4. Подбор материалов по теме проекта. 5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. 6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

Слайд 5

2 этап. Физическое развитие

Слайд 6

Художественно-эстетическое развитие

Слайд 7

Речевое развитие

Слайд 8

Познавательное развитие

Слайд 9

3 этап – заключительный Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта »



Предварительный просмотр:

Этапы работы над проектом «Народное искусство и культурное наследие»

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта:

Физическое развитие: Подвижные игры: «Волк», «Гуси, гуси», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Роспись разделочной доски по мотивам городецкой росписи», «Роспись горшка по мотивам хохломской росписи», «Ложки»

Задачи: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; активизировать творческое воображение; развивать эстетический и художественный вкус; развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции; воспитывать интерес к народной культуре; расширить знания о разнообразии народных росписей; способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров; закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги и лепки; воспитывать интерес к народной культуре.

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

Задачи: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы; знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа; продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество. Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Познавательное развитие:

ОД: «Народная культура и традиции», «Быт русской избы», «Народные промыслы».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Дидактическая настольная игра – «Наша родина»,

Задачи: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. Формировать представления о предметах быта в русской избе. Обогащать словарный запас названиями предметов быта. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Закрепить знания детей о народных промыслах. Упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Задачи: Развивать образное восприятие песен. Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли). Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Задачи: Вызвать желание принять участие в оформлении мини – музея «Предметы народного быта».

3 этап – заключительный

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".

Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".

В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Познакомить детей с традиционно - бытовой культурой русскского народа....

проект «Народное искусство и культурное наследие»

проект направлен на патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к  культуре, народным тр...

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Народное искусство и культурное наследие...