Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
проект (средняя группа)
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":
Пояснительная записка
Проект
Презентация к проекту
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема: « Народное искусство и культурное наследие»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: среднесрочный (8 недель)
Время проведения: 1 раз в неделю.
Возраст детей: средняя группа
Участники проекта: педагоги, родители, дети
Актуальность: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В наше сложное время – время социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизионные экраны. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задачи:
1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
3. Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России.
4. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
5. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.
6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
2.Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта.
3.Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.
4.Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
5. Будет организована выставка « Народные промыслы».
Полученные результаты:
1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода.
2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть.
3.Пополнили словарный запас названиями предметов русского быта.
4. Приобрели практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов.
5.Организовали выставку « Народные промыслы».
Предварительный просмотр:
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, составили план работы.
Перед началом работы по проекту мы с детьми рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративно-прикладному искусству, презентации об истории появления и создания разных видов росписи. Пополнили и обогатили развивающую предметно-пространственную среду в группе наглядными пособиями, подобрали художественную литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические и настольно-печатные игры.
2 этап - основной
Содержание проекта.
Познавательное развитие:
Познавательно – исследовательская деятельность: отгадывание загадок, конструирование персонажей народных игрушек, сказок из конструктора.
Образовательная деятельность «Быт и культура русского народа», «Русь-матушка».
Коммуникативная деятельность: беседы «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Дымковская игрушка», «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре».
Знакомство с пословицами, поговорками, потешками, закличками.
Восприятие художественной литературы и фольклора: «Народные промыслы» , Н.Лесков «Левша», К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Я.Маршак «Ванька-Встанька», русская народная сказка «Сивка-Бурка», заучивание стихотворения Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных промыслов», «К нам гости пришли», «Живые куклы».
Дидактическая игра: «Угадай и расскажи», «Весёлая хохлома», «Угадай, какая роспись», «Русские узоры», «Собери фигуру по образцу», «Городецкие узоры».
Задачи: уточнять и закреплять знания детей о промысле; развивать интерес по изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через фольклор. Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке; развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Художественно – эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность : песенки: «Осень пришла…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».
Инсценировка русской народной сказки «Пых».
Образовательная деятельность: «Русские народные музыкальные инструменты»
Изобразительная деятельность: «Русская народная игрушка-матрешка»; «Роспись деревянной ложки».
Лепка: «Узор на разделочной доске».
Задачи: Закрепить умение выполнять элементы хохломской росписи, знакомство с русской народной игрушкой – матрёшка. Развивать образное восприятие песен. Познакомить с народными музыкальными инструментами, обучать игре на этих инструментах. Способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров; закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги и лепки; воспитывать интерес к народной культуре.
Физическое развитие: двигательная активность, хороводные игры, подвижные игры: «Горелки», «Гори, гори ясно», « У медведя во бору»
Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
2. Консультации: «Фольклор и дети», «Читаем детям сказки».
Задачи: Поддерживать педагогов в реализации проекта. Повысить уровень родительской компетенции в работе по развитию речи своих детей через использование детского фольклора.
3 этап - Заключительный этап
1. Выставка « Народные промыслы»
2. Презентация проекта «Народное искусство и культурное наследие»
3. Систематизация материалов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Президент России Владимир Путин объявил 2022-й год годом народного искусства и культурного наследия
Актуальность : «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев) .
Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину. 2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. 3.Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России. 4.Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов. 5.Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием. 6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Ожидаемые результаты: 1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. 2.Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта. 3.Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции. 4.Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму. 5. Будет организована выставка « Народные промыслы». Полученные результаты: 1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода. 2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть. 3.Пополнили словарный запас названиями предметов русского быта. 4. Приобрели практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов. 5.Организовали выставку « Народные промыслы».
Этапы: 1 этап – подготовительный На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, составили план работы. Перед началом работы по проекту мы с детьми рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративно-прикладному искусству, презентации об истории появления и создания разных видов росписи. Пополнили и обогатили развивающую предметно-пространственную среду в группе наглядными пособиями, подобрали художественную литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические и настольно-печатные игры.
2 этап - основной Содержание проекта. Познавательное развитие: Познавательно – исследовательская деятельность: отгадывание загадок, конструирование персонажей народных игрушек, сказок из конструктора. Образовательная деятельность «Быт и культура русского народа», «Русь- матушка». Коммуникативная деятельность: беседы «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Дымковская игрушка», «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре». Знакомство с пословицами, поговорками, потешками , закличками . Восприятие художественной литературы и фольклора: «Народные промыслы» , Н.Лесков «Левша», К.И.Чуковский « Федорино горе», С.Я.Маршак «Ванька- Встанька », русская народная сказка «Сивка-Бурка», заучивание стихотворения Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Социально – коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных промыслов», «К нам гости пришли», «Живые куклы». Дидактическая игра: «Угадай и расскажи», «Весёлая хохлома», «Угадай, какая роспись», «Русские узоры», «Собери фигуру по образцу», «Городецкие узоры». Художественно – эстетическое развитие: Музыкальная деятельность : песенки: «Осень пришла…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». Инсценировка русской народной сказки «Пых». Образовательная деятельность: «Русские народные музыкальные инструменты» Изобразительная деятельность: «Русская народная игрушка-матрешка»; «Роспись деревянной ложки». Лепка: «Узор на разделочной доске».
Физическое развитие : двигательная активность, хороводные игры, подвижные игры: «Горелки», «Гори, гори ясно», « У медведя во бору» Взаимодействие с родителями: 1.Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» 2. Консультации: «Фольклор и дети», «Читаем детям сказки»
Песенка « Осень пришла…»
Инсценировка русской народной сказки « Пых»
Образовательная деятельность « Русские народные музыкальные инструменты»
« Русская народная игрушка-матрешка»
« Роспись деревянной ложки»
«Узор на разделочной доске»
«Дымковская барыня»
3 этап - Заключительный этап Выставка «Народные промыслы»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Конкурсное занятие , презентация к занятию...
Занятие к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Конспект занятия, презентация к занятию...
Педагогический дебют-2022_Вольнова Татьяна Николаевна
Представлены материалы для участи в конкурсе "Педагогический дебют-2022", в номинации "Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций"...
Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...
Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...
Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...