проект «Народное искусство и культурное наследие»
проект (старшая группа)

Ушхвани Светлана Михайловна

проект направлен на патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к  культуре, народным традициям, любви к Родине, ее истории, к истинно человеческим ценностям, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 68»

        Энгельсского муниципального района Саратовской области        

413121, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, 13 А, тел.(8453)74-58-42

ПРОЕКТ

«Народное искусство и культурное наследие»

Автор проекта:

Ушхвани Светлана Михайловна

старший воспитатель.

г. Энгельс

Вид проекта: образовательный

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации:  2 месяца (долгосрочный)

Краткая аннотация проекта: проект направлен на патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к  культуре, народным традициям, любви к Родине, ее истории, к истинно человеческим ценностям, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

Постановка проблемы: приобщению детей к культурно-историческому наследию родной страны.

 Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества

Задачи:  

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

5. Развивать интерес к изучению истории народов России.

6. Расширять сотрудничество с родителями.

7. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Актуальность проекта: одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Готовность к реализации проекта: В ДОУ № 68 уже был создан ранее мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

Расположение мини-музея «Русская изба» дает возможность в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

Этапы, содержание и методы реализации проекта: Данный проект осуществляется по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

  • с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
  • с педагогами – презентация опыта работы;
  • с родителями - в совместной деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

Основные направления работы по проекту:

1.  Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.

3. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов, сказок;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагогов, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, малоподвижные, подвижные, инсценировки и др.);
  • изготовить с детьми наглядные пособия для дидактических игр;
  • реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

1.Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.

2.Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего возраста с мини-музеем «Русская изба».

3. Планирование работы с детьми, родителями.

II. Основной этап

Задачи:

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями;

- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по патриотическому воспитанию;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;

-реализация плана проекта.

1. Участие в проекте родителей

- привлечение родителей к организации занятий с детьми по плану;

- наглядная информация в родительских уголках, на стендах

в течение всего периода.

2.Участие в проекте детей, педагогов

- Экскурсия в комнату русского быта

- Беседы «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром»

- Игра «Кто быстрей поможет хозяйке»

- Познавательное развитие:

- знакомство детей с предметами быта, музыкальными инструментами, национальной кухней

- знакомство детей с национальным костюмом

- НОД «Мир старинных вещей»,

«Мир дому твоему: традиции и обычаи»,

«Традиции хранить и умножать»,

 «Многообразие русских народных промыслов»

Речевое развитие:

- чтение сказки «Три дочери»

- дидактическая игра: «Опиши одежду Барышней в костюмах»

- НОД «Заветы доброй старины»

Художественно-эстетического развития:

- рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах;

- разучивание песенок, игр, закличек, пословиц и поговорок

- НОД «Народные орнаменты»,

«Традиции живая нить».

«В мире нет милей и краше песен и преданий наших»

- НОД физическое развитие: «Старинные народные игры»

- знакомство с народными старинными играми

III. Заключительный этап

Задачи:

1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию.

2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.

3. Организация выставки продуктов художественно-творческой деятельности детей.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

В результате реализации проекта:

Дети:

-получат знания об историю жилища, национальных блюд, музыкальных инструментов народов России;

- познакомятся с народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками;

- обогатят и расширят словарный запас;

- познакомятся с пословицами, поговорками народов России.

Педагоги:

-создадут дидактические игры «Подбери музыкальный инструмент», «Чей национальный костюм?»

-  создадут «методическую копилку»: конспекты, сценарии, иллюстративный и художественный материал

- пополнят предметно–пространственную среду по теме.

Родители:

-  будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях

Практическая значимость

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Оценка результативности проекта

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.

Оценка включенности родителей в проектную деятельность группы, их заинтересованности будет проанализирована в степени активности родителей в совместных мероприятиях.

Механизм отслеживания результатов работы с детьми:

  • анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);
  • наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения).

Методы исследования:

  • наблюдения за играми детей;
  • диагностика представлений детей о жизни и быте народов России
  • беседа с родителями

Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом

 

Ресурсное обеспечение проектной деятельности:

1.Методическая литература о патриотическом воспитании дошкольников

2.Детская познавательная литература, энциклопедии

3.Развивающие игры, дидактические материалы

Приложение

Мини-музей «Русская изба»

J:\Канакова\2Изба.jpg

Дидактические игры:

   «Подбери музыкальный инструмент»                 «Укрась каравай»

 J:\Канакова\IMG_4572.JPG       J:\Канакова\IMG_4573 (1).JPG

   

«Чей национальный костюм?»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\IMG_4575.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".

Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".

В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Познакомить детей с традиционно - бытовой культурой русскского народа....

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Народное искусство и культурное наследие...