проект «Народное искусство и культурное наследие»
проект (старшая группа)
проект направлен на патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к культуре, народным традициям, любви к Родине, ее истории, к истинно человеческим ценностям, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект «Народное искусство и культурное наследие» | 705.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413121, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, 13 А, тел.(8453)74-58-42
ПРОЕКТ
«Народное искусство и культурное наследие»
Автор проекта:
Ушхвани Светлана Михайловна
старший воспитатель.
г. Энгельс
Вид проекта: образовательный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 2 месяца (долгосрочный)
Краткая аннотация проекта: проект направлен на патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к культуре, народным традициям, любви к Родине, ее истории, к истинно человеческим ценностям, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.
Постановка проблемы: приобщению детей к культурно-историческому наследию родной страны.
Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
5. Развивать интерес к изучению истории народов России.
6. Расширять сотрудничество с родителями.
7. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Актуальность проекта: одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Готовность к реализации проекта: В ДОУ № 68 уже был создан ранее мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.
Расположение мини-музея «Русская изба» дает возможность в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.
Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.
Этапы, содержание и методы реализации проекта: Данный проект осуществляется по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:
- с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
- с педагогами – презентация опыта работы;
- с родителями - в совместной деятельности.
Методы и средства реализации проекта:
Основные направления работы по проекту:
1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
2. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.
3. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Используемые методы:
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов, сказок;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагогов, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры (дидактические, малоподвижные, подвижные, инсценировки и др.);
- изготовить с детьми наглядные пособия для дидактических игр;
- реализация проекта будет осуществляться поэтапно.
I. Подготовительный, исследовательский этап:
Задачи:
1.Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
2.Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего возраста с мини-музеем «Русская изба».
3. Планирование работы с детьми, родителями.
II. Основной этап
Задачи:
- определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями;
- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по патриотическому воспитанию;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;
-реализация плана проекта.
1. Участие в проекте родителей
- привлечение родителей к организации занятий с детьми по плану;
- наглядная информация в родительских уголках, на стендах
в течение всего периода.
2.Участие в проекте детей, педагогов
- Экскурсия в комнату русского быта
- Беседы «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром»
- Игра «Кто быстрей поможет хозяйке»
- Познавательное развитие:
- знакомство детей с предметами быта, музыкальными инструментами, национальной кухней
- знакомство детей с национальным костюмом
- НОД «Мир старинных вещей»,
«Мир дому твоему: традиции и обычаи»,
«Традиции хранить и умножать»,
«Многообразие русских народных промыслов»
Речевое развитие:
- чтение сказки «Три дочери»
- дидактическая игра: «Опиши одежду Барышней в костюмах»
- НОД «Заветы доброй старины»
Художественно-эстетического развития:
- рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах;
- разучивание песенок, игр, закличек, пословиц и поговорок
- НОД «Народные орнаменты»,
«Традиции живая нить».
«В мире нет милей и краше песен и преданий наших»
- НОД физическое развитие: «Старинные народные игры»
- знакомство с народными старинными играми
III. Заключительный этап
Задачи:
1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию.
2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.
3. Организация выставки продуктов художественно-творческой деятельности детей.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта:
Дети:
-получат знания об историю жилища, национальных блюд, музыкальных инструментов народов России;
- познакомятся с народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками;
- обогатят и расширят словарный запас;
- познакомятся с пословицами, поговорками народов России.
Педагоги:
-создадут дидактические игры «Подбери музыкальный инструмент», «Чей национальный костюм?»
- создадут «методическую копилку»: конспекты, сценарии, иллюстративный и художественный материал
- пополнят предметно–пространственную среду по теме.
Родители:
- будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях
Практическая значимость
Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Оценка результативности проекта
Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.
Оценка включенности родителей в проектную деятельность группы, их заинтересованности будет проанализирована в степени активности родителей в совместных мероприятиях.
Механизм отслеживания результатов работы с детьми:
- анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения).
Методы исследования:
- наблюдения за играми детей;
- диагностика представлений детей о жизни и быте народов России
- беседа с родителями
Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
1.Методическая литература о патриотическом воспитании дошкольников
2.Детская познавательная литература, энциклопедии
3.Развивающие игры, дидактические материалы
Приложение
Мини-музей «Русская изба»
Дидактические игры:
«Подбери музыкальный инструмент» «Укрась каравай»
«Чей национальный костюм?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...
Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".
Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".
В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Познакомить детей с традиционно - бытовой культурой русскского народа....
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Народное искусство и культурное наследие...