Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Консультация:
«Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации»
Старший воспитатель
Мелкова А.С.
Высшая квалификационная категория
Москва 2021
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совершенствованию педагогического мастерства, повышению уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышению качества результатов образовательного процесса в целом. Следовательно, важным направлением становится организация методической работы в ДОО. Под методической работой понимается целостная, основанная на научных исследованиях, передовом педагогическом опыте и анализе затруднений педагогов система взаимосвязанных действий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства воспитателей, специалистов, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, а как итог – достижение положительных результатов развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Ученые характеризуют понятие «методическое сопровождение» следующим образом, варианты представлены в Таблице 1
Таблица 1.Определения методического сопровождения
Автор | Определение |
Поташник М.М. | Методическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования. |
Шевченко Э.М. | Это система организованной педагогической и управленческой деятельности администрации, руководителя методических объединений и учителей, направленная на обеспечение и непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя в целях повышения качества образовательного процесса. |
Третьяков П.И. | Методическое сопровождение – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться. |
Белая К.Ю. | Методическое сопровождение – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. |
Васильева А.И. | Методическое сопровождение в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации воспитателей. |
Волобуева Л.М. | Методическое сопровождение является частью системы непрерывного образования воспитателей, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества воспитательно – образовательной работы в детском саду. |
Методическое сопровождение педагогических работников – это комплекс взаимосвязанных, целенаправленных действий и мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникших затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Цель методического сопровождения – обеспечение качества и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения.
Проблема методического руководства педагогическим процессом рассматривалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др..
В.П. Симонов акцентирует внимание на то, что главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива.
Методическое сопровождение является важным путем повышения компетентности и мастерства педагога, следовательно, методическую работу в ДОО можно назвать важной составляющей единицей системы непрерывного образования педагогических кадров.
Основные задачи методического сопровождения:
- выработка установочных позиций, определение вектора развития методической деятельности;
- предоставление педагогам ДОО необходимой информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования;
- выявление, изучение, оценка результативности педагогического опыта в дошкольном отделении, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;
- оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности, оценке авторских программ, учебных планов на уровне ДОО и комплекса;
- создание творческой образовательной среды;
- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка планов и положений по улучшению образовательной деятельности в детском саду;
- подготовка педагогов к аттестации;
- осуществление сотрудничества с образовательными организациями комплекса, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.
Методическое сопровождение осуществляется в разных формах. Мнения ученых о многообразии форм методического сопровождения представлены в таблице 2.
Таблица 2.Формы методического сопровождения
Автор | Классификация | Формы |
Волобуева Л.М. | Групповые формы работы | Педагогические совещания, семинары, семинары – практикумы, коллективный просмотр педагогического процесса, консультации |
Индивидуальные формы работы | Наблюдение образовательного процесса в группах, беседа, передовой педагогический опыт, самообразование, взаимопосещения, наставничество, индивидуальные консультации | |
Курдюмова И.М. | Коллективные формы работы | Семинары, семинары-практикумы, научно – практическая конференция, читательские и зрительские конференции, школы передового опыта, ролевые игры, собеседования, методические выставки, мозговые атаки, открытые просмотры и др. |
Индивидуальные формы работы | Самообразование, наставничество, консультации, стажировка, работа над личной творческой темой и др. | |
Лосев В.П. | Коллективные формы работы | Педагогические чтения и научно – практические конференции, практикумы и семинары, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, школа передового опыта, работа над единой методической темой |
Индивидуальные формы работы | Стажировка, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, индивидуальные консультации, наставничество | |
Лизинский В.М. | Формы взаимной педагогической деятельности | Группа взаимодействия, диалогическая пара, кружок качества, методические объединения, малая группа, открытый профессиональный клуб, группа объединенная единой темой и интересом, институт наставничества, психолого-педагогическая секция, педагогическая мастерская и др. |
В ДОО методическую работу осуществляет старший воспитатель, основной задачей которого, является создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива, причём с учётом дифференцированного подхода и каждого ребёнка, с учётом личностно-ориентированной модели воспитания. Старший воспитатель должен обладать глубокими систематизированными знаниями в области управления учебно-воспитательным процессом, психологии, педагогики. Обязан, исходя из современных требований к образованию и воспитанию, уметь ставить цели и решать задачи совместно с коллективом, планировать, проектировать, регулировать и корректировать работу всей организации; анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы и принимать решения необходимые для дальнейшей успешной работы детского сада.
Важное направление работы старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание кабинета должно отвечать потребностям педагогов и специалистов конкретной ДОО. Содержание методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
- нормативные и инструктивные материалы;
- методическая и справочная литература;
- детская художественная литература;
- методические материалы, рекомендации;
- дидактический и наглядный материал.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что методический кабинет призван обеспечить:
- построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- адаптация ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и мониторинге образовательного процесса;
- взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, округа и города.
Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования. Перспективы использования методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена современными требованиями к качеству образования;
-методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуализированный характер, принимать во внимание конкретные проблемы ДОО и педагогов;
- сопровождение включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного запроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...
«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
В рамках реализации проекта преемственности дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя...
Проект по организации методического сопровождения художественного развития ребенка "Золотая хохлома"
Мастерская русской земли «хохломские ложечки»Актуальность:Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, способствует развитию восприятия, образного мышления, воображени...
Проект Инновационные подходы в организации методического сопровождения педагогов».
Данный проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов и улучшение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ....
Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"
Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...
Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учреждении
Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учрежденииАвтор:Панкеева В.А....
Статья на тему : "Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации"
В статье раскрыта специфика современных и погрессивных методов сопровождения педагогов....