Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации
консультация

Мелкова Алла Сергеевна
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совершенствованию педагогического мастерства, повышению уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышению качества результатов образовательного процесса в целом. Следовательно, важным направлением становится организация методической работы в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Консультация:

«Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной  организации»

Старший воспитатель

Мелкова А.С.

Высшая квалификационная категория

Москва 2021

                    С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совершенствованию педагогического мастерства, повышению уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышению качества результатов образовательного процесса в целом. Следовательно, важным направлением становится  организация методической работы в ДОО. Под методической работой понимается целостная, основанная на научных исследованиях, передовом педагогическом опыте и анализе затруднений педагогов система взаимосвязанных действий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства воспитателей, специалистов, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, а как  итог – достижение положительных результатов развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Ученые характеризуют понятие «методическое сопровождение» следующим образом, варианты представлены в  Таблице 1

Таблица 1.Определения методического сопровождения

Автор  

Определение

Поташник М.М.

Методическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования.

Шевченко Э.М.

Это система организованной педагогической и управленческой деятельности администрации, руководителя методических объединений и учителей, направленная на обеспечение и непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя в целях повышения качества образовательного процесса.

Третьяков П.И.

Методическое сопровождение – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться.

Белая К.Ю.

Методическое сопровождение – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Васильева А.И.

Методическое сопровождение в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации воспитателей.

Волобуева Л.М.

Методическое сопровождение является частью системы непрерывного образования воспитателей, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества воспитательно – образовательной работы в детском саду.

             Методическое сопровождение  педагогических работников – это  комплекс взаимосвязанных,  целенаправленных действий и  мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникших затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

            Цель методического сопровождения – обеспечение качества и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения.

         Проблема методического руководства педагогическим процессом рассматривалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др..

              В.П. Симонов акцентирует внимание на то, что главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива.

          Методическое сопровождение является важным путем повышения компетентности и мастерства педагога, следовательно, методическую работу в ДОО можно назвать важной составляющей единицей системы непрерывного образования педагогических кадров.

          Основные задачи методического сопровождения:

-  выработка установочных позиций, определение вектора развития методической деятельности;

- предоставление педагогам ДОО необходимой информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования;

-  выявление, изучение, оценка результативности  педагогического опыта в дошкольном отделении, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

- оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности,  оценке авторских программ, учебных планов на уровне ДОО и комплекса;

- создание творческой образовательной среды;

- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка планов и положений по улучшению образовательной деятельности в детском саду;

- подготовка педагогов к аттестации;

- осуществление сотрудничества с образовательными организациями комплекса, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.

Методическое сопровождение осуществляется в разных формах. Мнения ученых о многообразии форм методического сопровождения представлены в  таблице 2.

Таблица 2.Формы методического сопровождения

Автор  

Классификация

Формы

Волобуева Л.М.

Групповые формы работы

Педагогические совещания, семинары, семинары – практикумы, коллективный просмотр педагогического процесса, консультации

Индивидуальные формы работы

Наблюдение образовательного процесса в группах, беседа, передовой педагогический опыт, самообразование, взаимопосещения,  наставничество, индивидуальные консультации

Курдюмова И.М.

Коллективные формы работы

Семинары, семинары-практикумы, научно – практическая конференция, читательские и зрительские конференции, школы передового опыта, ролевые игры, собеседования, методические выставки, мозговые атаки, открытые просмотры и др.

Индивидуальные формы работы

Самообразование, наставничество, консультации, стажировка, работа над личной творческой темой и др.

Лосев В.П.

Коллективные формы работы

Педагогические чтения и научно – практические конференции, практикумы и семинары, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, школа передового опыта, работа над единой методической темой

Индивидуальные формы работы

Стажировка, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, индивидуальные консультации, наставничество

Лизинский В.М.

Формы взаимной педагогической деятельности

Группа взаимодействия, диалогическая пара, кружок качества, методические объединения, малая группа, открытый профессиональный клуб, группа объединенная единой темой и интересом, институт наставничества, психолого-педагогическая секция, педагогическая мастерская и др.

          В ДОО методическую работу осуществляет  старший воспитатель, основной задачей которого,  является  создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и  всего педагогического коллектива, причём с учётом дифференцированного подхода и каждого ребёнка, с учётом личностно-ориентированной модели воспитания. Старший воспитатель должен обладать глубокими систематизированными знаниями в области управления учебно-воспитательным процессом, психологии, педагогики. Обязан, исходя из современных требований к образованию и воспитанию,  уметь ставить цели и решать задачи совместно с коллективом, планировать, проектировать, регулировать и корректировать работу всей организации; анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы и принимать решения необходимые для дальнейшей успешной работы детского сада.

         Важное направление работы старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание кабинета должно отвечать потребностям педагогов и специалистов конкретной ДОО.  Содержание методического кабинета можно разделить на несколько разделов:

- нормативные и инструктивные материалы;

- методическая и справочная литература;

- детская художественная литература;

- методические материалы, рекомендации;

- дидактический и наглядный материал.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  методический кабинет призван обеспечить:

- построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- адаптация ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

-  эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и мониторинге образовательного процесса;

- взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, округа и города.

               Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования. Перспективы использования методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена современными требованиями к качеству образования;

-методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуализированный характер,  принимать во внимание конкретные проблемы ДОО и педагогов;

- сопровождение  включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую  направленность с учетом личностного  запроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

В рамках реализации проекта преемственности  дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя...

Проект по организации методического сопровождения художественного развития ребенка "Золотая хохлома"

Мастерская русской земли «хохломские ложечки»Актуальность:Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, способствует развитию восприятия, образного мышления, воображени...

Проект Инновационные подходы в организации методического сопровождения педагогов».

Данный проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов и улучшение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ....

Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"

Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учрежденииАвтор:Панкеева В.А....

Статья на тему : "Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации"

В статье раскрыта специфика современных и погрессивных методов сопровождения педагогов....