Статья на тему : "Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации"
статья по психологии

Попова Ксения Николаевна

В статье раскрыта специфика современных и погрессивных методов сопровождения педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popovoy_ksenii.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации

Методическое сопровождение педагогов — это область деятельности старшего воспитателя, которая претерпевает изменения по причине того, что меняются педагоги их запросы, и взгляды, в педагогической деятельности возникают новые направления развития, которые требуют своих подходов в решении возникших затруднений педагогов и других причин. В педагогику приходят новые формы сопровождения из других областей и наук, они приобретают дополнительные грани, внедряясь в педагогику подстраиваясь под особенности этой сферы.

Для начала нам необходимо определить, что такое методическое сопровождение. Зарубина Е. А. определяет понятие методическое сопровождение как процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов [1]. Ларина В.П. в своей статье определяет методическое сопровождение как процесс совместной деятельности сопровождающего и сопровождаемых, протекающий в течение достаточно долгого времени, характеризующийся получением определённого результата при ведущей роли сопровождающего [4]. Новицкая В.А. в своем автореферате методическое сопровождение понимает как специально организованное целостное непрерывное взаимодействие старшего воспитателя или представителя методической службы с педагогом/педагогами, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального жизненного опыта. Проанализировав все трактовки понятия методическое сопровождение, можно сделать вывод что методическое сопровождение - это целенаправленный, непрерывный, специально организованный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого при ведущей роди сопровождающего, в результате которого оказывается помощь сопровождаемому в актуализации и диагностике существующих проблем, в осуществлении информационного поиска возможного пути решения проблемы.

Далее нам необходимо изучить особенности и специфику современных подходов к методическому сопровождению, наиболее инновационными и эффективно действующими подходами в настоящее время являются тьюторство, супервизия и модерация, как ранее нами уже было отмечено все эти виды сопровождения пришли в педагогику из других областей.

Тьюторство. По мнению Т.М. Ковалевой (основоположника современной отечественной концепции тьюторства), тьюторское сопровождение, следует трактовать как движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка [2].

П.Г. Щедровицкий отмечает, что: «Тьютор является консультантом учащегося, который помогает ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны – он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития конкретного человека» [7].

Тьюторство осуществляется в четырех основных направлениях:

  1. Информационное – в процессе которого тьютор осуществляет обогащение знаний тьюторанта, в результате которого происходит его личностное продвижение;
  2. Организационное – в процессе этого направления тьютор подбирает и создает необходимые условия для успешной самореализации тьютеранта;
  3. Диагностическое – в процессе следующего направления тьютор проводит мониторинг наблюдаемых изменений и их соответствия заданной траектории развития личности тьюторанта;
  4.  Коммуникативное – в процессе четверного направления тьютор осуществляет доверительное общение с тьюторантом способствующее нахождению решений возникающих проблем в обсуждении.

В современных реалиях можно выделить и новое пятое направление осуществление тьюторства инновационно-исследовательское оно предусматривает непрерывное самосовершенствование, поиск инновационных способов взаимодействия и формирование у самого тьюторанта исследовательской направленности выполняемой деятельности [2].

Также стоит выделить задачи деятельности тьютора в дистанционном сопровождении, так как наш бедующий проект будет подразумевать использование дистанционных форматов сопровождения педагогов: помощь тьютора в достижении тьюторантом желаемого результата; отслеживание хода развития тьюторанта; проведение консультаций (тьюториалы); поддержка заинтересованности тьюторанта в достижении поставленной цели на протяжении всего процесса сопровождения [7].

Далее выделим аспекты тьюторского сопровождения профессионального развития педагога ДОУ, которые необходимо выполнять при построении работы тьютора:

1. Организацию работы по тьюторскому сопровождению, необходимо начинать с выявления образовательного запроса тьюторанта, как все консультативные практики, заказчик приходит с запросом на решение определенной проблемы или трудностей в профессиональной деятельности. В современных реалиях одним из актуальных запросов для педагога ДОУ будет запрос на обучение применения отбора и создания цифрового образовательного контента в образовательной деятельности с детьми, запрос на освоение инновационных подходов в образовании и воспитании, тем самым образовательный запрос тьюторанта определяет конечную цель.

2. Следующим этапом в тьюторском сопровождении педагога становится организация избыточной, личностно-ориентированной, информационной образовательной среды. С учетом сложившейся ситуации и разворота образования в сторону цифрового пространства, становится возможным организация образовательной среды посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций, расширяются возможности создания условий открытого образования, что позволяет проходить обучение, не ориентируясь на пространственно-временные ограничения. Тьютор создает индивидуальное пространство в области повышения профессиональной компетенции для решения определенных задач тьюторанта вовлекая в процесс тьюторского сопровождения разных специалистов профессионалов, что создает эффект многомерности, объемного понимания проблемы и видения с разных сторон.

3. Продукт тьюторского сопровождения – это проектный продукт и подразумевает комплекс действий по развитию профессиональных компетенций педагога, исходя из чего, формируется модель, стратегия его дальнейшего развития и совершенствования. Данная модель разворачивается в следующих формах: курсовая подготовка по разным вопросам; участие в научно-практических конференциях разных уровней, участие в других активных формах проявления: круглых столах, семинарах, проблемных лабораториях, научных профессиональных объединениях, коворкингах, мастер-классах, творческих сообществах, стажировках.

4. Тьютор находится «рядом» и сопровождает тьюторанта, дает поддержку. Субъекты тьюторского сопровождения осуществляют совместную деятельность, искусственно создается быстрый вход в познание и применения новых способов деятельности, выход в пробы и организацию рефлексии, что позволяет отследить важные моменты, находящийся в поле тьюторанта. Все это дает почву для дальнейшей работы и более осознанного нахождения педагога в профессии [5].

Рассмотрим, в каких случаях необходима организация тьюторского сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации:

В межаттестационный период при возникновении необходимости повышения квалификации педагога, в данном случае тьюторское сопровождение осуществляется параллельно с освоением курсов, для уточнения запроса тьюторанта;

В ситуации накопления педагогом вопросов, как следствие и проблем в создании условий для осуществления успешного образовательного процесса;

В рамках процесса самообразования, когда педагог нуждается в сопровождении при удовлетворении внутренних потребностей.

Модерация. Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева модерацию трактуют как вид педагогического сопровождения, координирующего содержание и направление развертывания коммуникативного взаимодействия участников [9].

К специфическим особенностям модерации относятся:

  1. осуществляется при соблюдении жестких установленных правил взаимодействия;
  2. реализуется в группе модерируемых, где участникам необходимо обмениваться мнениями и проявлять коммуникативную активность;
  3. носит непрерывный характер и осуществляется с обеспечением непрерывного предоставления обратной связи;
  4. организуется в рамках тренингов, учебных дискуссий, обсуждений проблем с целью сформировать общее мнение, взаимообучения;
  5. подразумевает активную самостоятельную деятельность модерируемых, что способствует формированию у них необходимых компетенций, овладению умений работать с информацией, развитию творческого мышления.

Модерация как форма педагогического сопровождения имеет следующие функции:

  • Регулирующую – управление дискуссией в группе и в силу необходимости управление процессами групповой динамики;
  • Направляющую – отвечает за определение проблематики общения или дискуссии;
  • Сдерживающую – которая обеспечивается введением ряда правил коммуникации и соблюдение их участниками;
  • Стимулирующую – которая побуждает всех участников быть заинтересованными и активными участниками общения.
  • Экспертирующую – при которой модератор является экспертом поднятой темы и занимает позицию организатора общения, дискуссии.

Модерация, как вид педагогического сопровождения, позволяет модератору, координируя направление его развертывания, обеспечить самостоятельный коллективный поиск модерируемым в решении поставленной проблемы, создать бесконфликтную среду через соблюдение правил взаимодействия и вывести к достижению образовательных целей.

Супервизия. По мнению Е.В. Яковлева, «супервизия» в образовательной области – это процесс педагогического сопровождения, направленный на субъектов, уже имеющих опыт практической деятельности, но нуждающихся в профессиональной помощи и поддержке [10].

Е.В. Лавринович и А.Н. Молостова отмечают, что главной задачей супервизора является создание «атмосферы доверия, безопасности, открытости, в которой становится возможным искреннее предъявление запроса супервизору» [3].

Супервизия имеет свои специфические черты:

  1. строится на тесном взаимодействии с супервизируемыми;
  2. подразумевает учет особенностей не только супервизируемого, но и субъектов, на которых в дальнейшем он будет оказывать влияние;
  3. реализуется в группе или индивидуально, очно, заочно или очно-заочно;
  4. носит локальный характер, содержательно определяемый решаемой для супервизируемого проблемой;
  5. предусматривает творческий подход и реализуется только во взаимодействии.

Выделяют следующие функции супервизии:

  • Обучающая или формирующая она отвечает за развитие умений, навыков, понимания и способностей супервизируемого. Процесс обучения осуществляются через анализ и исследование работы педагога, это поможет ему лучше понимать процессы взаимодействия с другими, собственные реакции, исследовать другие пути решения.
  • Поддерживающая функция отвечает за оказание помощи в переживании негативного опыта общения в рамках трудовой деятельности.
  • Консультирующая функция отвечает за изучение вопросов, возникающих у педагога вовремя и по поводу своей работы. При этом супервизор не дает прямых ответов, вместо этого обеспечивает альтернативами, таким образом стимулируя развитие профессионального мышления.
  • Оценочная функция отвечает за контроль достижения поставленных целей, отслеживание прогресса специалиста, давая обратную связь супервизор оказывает помощь в оценке сильных и слабых сторон педагога.
  • Административная функция отвечает за оценку степени соответствия работы супервизируемого стандартам учреждения, в котором она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических норм [8].

Перейдем к структуре процесса супервизии, она отражена в последовательности, которая состоит из четырех этапов [10]:

1 этап – диагностический: на котором происходит выявление проблемы, с которой столкнулся супервизируемый и выявление дальнейших путей ее решения и подбор методов.

2 этап – проектировочный: разработка индивидуального плана супервизорского сопровождения, а также необходимых учебно-методических средств сопровождения.

3 этап – практический: происходит наблюдение, контроль и коррекция деятельности супервизируемого.

4 этап – рефлексивный: оценка достижений и обобщение полученного опыта.

Необходимо отметить черты, позволяющие разграничить разницу выше рассмотренных форм методического сопровождения. Тьюторство осуществляется непрерывно и актуализировано на всех этапах и по всем направлениям работы с тьюторантом. Модерация нацелена на работу с модерируемыми локально, актуализируется в период самой коммуникации. Супервизия проводится локально и определяется степенью решения проблемы подготовки супервизируемого к оказанию определенного рода помощи другому человеку в нашем случае нет временных рамок, ограничивающих общение между супервизором и супервизируемым.

Можно подвести итог, что все из рассмотренных современных подходов могут быть использованы в сопровождении педагога в вопросах методической поддержки при разработке цифрового образовательного контента для решения задач познавательного развития старших дошкольников, но выбор той или иной позиции сопровождающего будет сделан в зависимости от того, какие возникнут потребности у педагогов в вопросах разработки цифрового образовательного контента.

Используемая литература:

  1. Зарубина Е. А. Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов. стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата обращения: 3.02.2022).
  2. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. – М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с.
  3. Лавринович, Е.В. Супервизия при подготовке ведущих психологических тренингов [Текст] / Е.В. Лавринович, А.Н. Молостова // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 4(71). – С. 58–68.
  4. Ларина В. П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений // Научные исследования в образовании. 2008. №6.
  5. Мурашева А. Л. Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога в ДОУ //apni. ru Редакционная коллегия. – 2021. – С. 139-144.
  6. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения //автореф. дис.… канд. пед. наук. – 2007.
  7. Пигарева Н. Г. Тьюторство как ресурс в начальной школе //Евразийский союз ученых. – 2015. – №. 4-6 (13). – С. 96-98.
  8. Синицына, Г. П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г. П. Синицына // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 424.
  9. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – №. 8. – С. 101-106.
  10. Яковлев Е.В. Супервизия как педагогический феномен // Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 10. – С. 9–13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу...

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...

Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...

Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совер...

Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...

Статья «Непрерывное образование как фактор личностно-профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации»

Г. А. Ягодин главным системообразующим фактором непрерывного образования считает личность как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения к новым высотам познания и преобр...