Проект по организации методического сопровождения художественного развития ребенка "Золотая хохлома"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Мастерская русской земли «хохломские ложечки»
Актуальность:
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. При применении декоративно-прикладного искусства у детей развиваются способности в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В работе с различными материалами дошкольники познают свойства материалов, возможности их использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется речь, , умения описывать увиденное, и рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Участники проекта:
1. Воспитатель группы.
2. Дети старшей группы.
3. Родители Старшей группы.
4. Музыкальный руководитель.
Тип проекта:
1. Групповой
2. Краткосрочный – 1 месяц
3. Информационный- практико –ориентированный.
Цель проекта:
Развитие творчества старших дошкольников средствами народных росписей в оформлении предметов быта.
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве
Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
Привлечь родителей к проведению проекта.
Задачи проекта:
1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.
2. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
4. Формировать навыки технического, исполнения хохлом¬ской росписи.
5. Развивать творческое воображение о хохломской росписи.
6. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
7. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».
8. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
9. Учить понимать образный смысл загадок.
10. Закрепить умение сочетать движения и речь.
11. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Анкета для родителей.
1. Как вы думаете нужным ли знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?
a) Дети должны знать народную культуру.
b) Не придаю этому вопросу особого значения.
c) Другое.
2. Празднуете ли вы русские народные праздники?
a) Всегда, если знаю о них.
b) Считаю не нужным.
c) Другое.
3. Как вы относитесь к тому, что в детском саду празднуются такие праздники, как: «Осенняя ярмарка», «Пасха», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.
a) Положительно.
b) Считаю это не нужным.
c) Другое.
4. Какая реакция ваш ребенок на русское народное творчество?
a) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т.д.)
b) Равнодушно.
c) Другое.
5. Слушают ли в вашем доме русские народные мелодии?
a) Слушаем охотно, сами любим петь русские народные песни.
b) Не слушаем совсем.
c) Другое.
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
a) Есть музыкальный инструмент (указать какой).
b) Есть детские обучающие программы.
c) Не занимаюсь этим.
d) Другое.
Результаты анкетирования родителей
По итогам анкетирования:
• 92% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;
• 67% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 10% - празднуют не регулярно, а 23% считают не нужным;
• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;
• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 61% любят и слушают более современную и популярную музыку;
• 13% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 55% не слушают совсем, а 32% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;
• 36% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, у 7% родителей имеются детские обучающие программы, а 28% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 29% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.
Формы и методы реализации проекта:
- Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду).
- Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.
- Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
- Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.
- Беседа с детьми об Хохломском промысле.
- Выставка изделий Хохломских мастеров.
- Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на фланелеграфе, на силуэтах хохломской посуды.
- Дидактическая игра «Народные промыслы» на интерактивной доске.
- Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.
- План деятельности по достижению цели:
- Изучить материал по истории хохломского промысла.
- Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.
- Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
- Оборудовать уголок народного творчества.
- Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.
- Изготовление дидактического материала по теме.
- Консультации для родителей «Хохлома»
Реализация проекта.
- Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
«Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
«Найди пару».
- Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы»,
- Чтение художественной литературы : П. Синявский «Хохломская роспись», Л.Яхнин «Веселое слово хохлома».
- Заучивание стихов.
- Загадывание загадок.
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .
- Разучивание физкультминутки
- Рисование элементов хохломской росписи.
- Лепка: «Хохломская посуда»
- Аппликация: Коллективная работа «Золотая Хохлома»
- Музыка: «Учить детей исполнять мелодию на ложках»
- Частушки;
- Хоровод «Иголка и нитка»
- Просмотр презентаций «Золотая хохлома», «История хохломы».
- Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» (анкета)
- выставка детского творчества
Итоги проекта.
1. Оформление выставки детских работ.
2. Творческий отчет для коллег-педагогов.
Постановка новой проблемы.
Приобщение детей к народному декоративно — прикладному искусству «Городец»
НОД по рисованию «Хохломские ложки»
Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа: Просмотр презентации "Золотая хохлома", беседы, занятия об истории промысла, особенностях хохломской росписи, народные подвижные игры.
Методические задачи: Учить детей новой композиции хохломского узора-изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия. Учить рисовать новые элементы узора-ягоды смородины. учить рисовать узоры на фоне разного цвета- красном, чёрном, жёлтом, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Упражнять в рисовании уже известных элементов узора- травки, завитков, листьев, ягод.
Материалы для занятия: несколько ложек с хохломским узором; вырезанные из бумаги силуэты ложек; таблица с элементами хохломского узора-ягодами клубники, малины, крыжовника, смородины;; гуашь; мягкие кисточки.
Методика проведения:
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях весёлые ложки. Посмотрите на них.
Как вы думаете, откуда они к нам попали? Как вы узнали, что из Хохломы? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные.) Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор (из ветки с ягодами, листьями, завитками.)
Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закруглённой веточкой (Закруглённая ветка соответствует круглой форме ложки). Чем украшен край ложки (Каймой.)
Как раскрашена ручка (Её нижний и верхний край иного цвета, чем середина.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами побудем хохломскими художниками! Вы будете рисовать узор с элементами -ягодами смородины. Давайте их рассмотрим повнимательнее. (Помещает таблицу перед детьми с изображениями ягод клубники, крыжовника, малины.) Где изображена малина? Где изображена клубника? Крыжовника? Как вы узнали?
Обратите внимание на то, что хохломские художники по-разному рисуют одни и те же ягоды. А какие ещё элементы есть в узорах на ложках (Листья, завитки, травка.)
Уточняется, с чего надо начинать рисовать (с каймы) .
Дети приступают к работе.
В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребёнок рассказал о своей нарисованной ложке: какого цвета, какими красками нарисован узор, какого цвета кайма и кончик ручки. Проводится самоанализ.
Аппликация «Золотая хохлома».
Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи, на разных по форме предметах.
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей
- учить выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток, видеть красоту.
- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение
- учить прием вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, по типу народного декоративного искусства.
- развивать речевую активность, пополнять словарный запас словами: экологически чистый, алые гроздья рябины, спелая земляника и т. д.
Оборудование: предметы хохломской росписи, картины с изображением хохломской росписи, ножницы, клей ПВА, кисти, декоративные элементы хохломской росписи, силуэты посуды.
Предварительная работа: беседа о хохломской росписи, рассматривание альбомов с хохломской росписью, заучивание стихов о хохломе.
Ход занятия:
Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
А куда мы отправимся, я предлагаю вам догадаться (включается песня «Хохлома» под музыку детям предлагается просмотр мультимедийных слайдов на тему «Хохлома»)
Ответы детей.
Перед детьми стоит стол, накрытый салфеткой, снимается салфетка, стоят на столе предметы с хохломской росписью.
Жил когда-то в Нижегородских лесах человек, кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что, казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил делать золотую посуду местных мастеров. И появилась в каждой избе «золотая посуда», она продавалась на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая хохлома».
Давайте рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают эти радующие глаз предметы. Кто скажет, из какого материала изготовлена эта посуда? (дерево). А еще эта посуда является экологически чистой, почему? (Она из дерева, не ржавеет). Какие хорошие качества в деревянной посуде (в ней дольше держится тепло, легкая). Какие плохие качества? (Ломкая, горит, облазит краска). Кто скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки). Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, спелая земляника и т. д. А вы хотите стать мастерами золотой хохломы?
Ответы детей.
Чтобы наши ручки хорошо подготовились к работе, давайте их немного разомнем:
Физкультминутка:
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Давайте приступим к работе, присаживайтесь.
Какое главное правило при составлении узора (элементы узора должны располагаться ритмично, на одном расстоянии, повторяя элементы равномерно). Какое главное правило при работе с ножницами (напомнить технику безопасности, посадку за столом).
А теперь мальчики как настоящие умельцы, могут выбрать более крупный предмет, т. к. они будущие мужчины и могут выполнить более тяжелую работу. А девочки, как более нежные, могут выбрать более мелкие предметы. И если у кого то что-то не получается, вы можете помочь друг другу, как всегда это делаете.
Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь).
По окончанию дети вывешивают свои работы.
Выберите и покажите наиболее понравившуюся вам.
Посмотрите у нас получилась выставка хохломских изделий, как на настоящей ярмарке у Нижегородских мастеров. Эти поделки мы подарим маме, так как ей приятно получать подарок в любой день. А теперь послушайте стихотворение о хохломе.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Цели:
Приобщать детей к удивительному миру народного искусства.
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных жанров декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Обобщить знания детей о ремёслах на Руси.
- Воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.
- Развивать фантазию, творчество, воображение.
- Формировать у детей творческий и духовный патриотизм.
Оборудование: Изделия декоративно-прикладного искусства (Городецкие, хохломские, дымковские). Пластилин, силуэты посуды, стеки, доски, салфетки (по количеству детей), музыкальное произведение – песня «Золотая хохлома» в исполнении Марии Пахоменко.
План-конспект
- Обращаю внимание детей на предметы народного промысла, лежащие на столе. Предлагаю устроить музей, а данные предметы будут экспонатами нашего музея.
1. Чтобы начать игру необходимо распределить роли: я – директор, а вы – научные сотрудники.
2. Рассортировать экспонаты по видам декоративно-прикладного искусства с объяснением, по какому принципу (узор, материал, орнамент…).
3. Придумать названия для каждого зала нашего музея (Городец, Хохлома, Дымка).
Деревянная чашка,
Деревянная плошка
И, как будто простая,
Деревянная ложка.
Но узорами дивными
Они расцветают,
Как посуда нарядна –
Она золотая!
Вся в цветах она, в листьях
И в ягодах алых,
На ветвях золотых
Стаи птиц небывалых.
До того хороша,
Восхищенья не скрою!
Называют её Золотой хохломою.
4. Предлагаю провести экскурсию по залу «Хохлома» (из какого материала изготовлены данные предметы, где использовались, зачем, какие основные цвета в орнаменте, назовите элементы орнамента…). Что помогало мастерам создавать такие прекрасные изделия? Откуда они брали идеи для своих работ? (Родная природа).
Виктор Набоков "Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди,
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Правильно, создавая эти предметы, люди отображали родную природу. Чтобы лучше представить себе, как жили наши предки (прабабушки и прадедушки) попробуем перенестись в то время. Они не только работали, но и отдыхали, гуляли, дружили, водили хороводы.
- Физ. минутка:
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладони)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали, повертели, рисовать мы захотели.
Людмила набирает сообщение..
- Выполнение работы.
Предлагаю представить себя в роли народных умельцев. Проходим в «мастерскую», выбираем по желанию силуэты изделий для нанесения хохломского узора.
1.Обсуждение с детьми приёмов лепки.
2.Самостоятельное, творчество детей.
- Итог: Выставляем работы на мольберт, любуемся, обсуждаем. Даём название новому залу нашего музея («Работы современных мастеров»).
« Наша Хохлома» П. Синявский
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Вечер –досуг «Мастера большой Руси».
В зал под музыку входят дети и сказочница.
Сказочница: Сядьте рядышком ребята. Вам сегодня расскажу, без утайки по порядку Сказку. Все вам доложу. В одной сказочной стране Старорусской стороне жил- был царь Долдон. Всегда за модой гнался он.
Входит царь ДОЛДОН
Царь: Здравствуйте, здравствуйте, все! Нынче мода повернулась к старине. Во дворце не нужно жить, избу надобно срубить. И решил я дело смело. В город свез я мастеров, со всей Руси людей умелых, тех, кто знает ремесло. Кто избу царскую мне срубит? Кто для царя построит дом?
Сказочница: Коль дом построить тебе нужно, сюда мы плотника зовем.
Плотник: Наши прадеды любовно топором тесали бревна, гвозди крепко забивали, песню громко запевали.
Физминутка: «Строим дом».
Раз, два, три, четыре , пять. (дети ходят по кругу)
Будем строить и играть. (руки на поясе, приседание)
Дом большой красивый строим. ( руки вверх, в стороны)
Окна ставим, крышу кроем. (наклоны вперед, прыжки на месте)
Сказочница: А пока царь любуется избой, родителям предлагается отгадать загадки, которые загадывают дети.
• Белая старуха на одном месте сидит (печь)
• Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
• Рогат да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
• Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой)
• Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор)
Царь: Ставенки узорные, тонка резьба - до чего ж просторная русская изба
Мастер: столяры да плотники – отличные работники: избу ловко так срубили и про мебель не забыли. Столы есть?
Царь: есть.
Мастер: стулья есть?
Царь: есть, где можно царю присесть! Теперь дом буду украшать, мастериц нужно позвать!
Сказочница: Ну а наши мастерицы вышьют сказочную птицу. Принесут ковер свой в дар, принимай –кА, государь.
1-Мастерица: Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, ковер получают.
2-Мастерица: Одеяло лоскутное – бело – сине –голубое. С парусами, небесами, яркой радуги цветами.
Хоровод «Иголка и нитка» (ребенок с шапочкой на голове «иголочка», за ней идет дети «ниточки», если ниточка “оборвалась”, ребенок с шапочкой на голове «иголочка», дает какие либо задание детям, которые были «ниточкой» и оторвались от «иголочки», дети эти задание выполняют.
Царь: ковры есть, скатерти есть, и одеяло тоже есть. Ну, а где добыть посуду красивее, бы не худо?
Сказочница: Царь- батюшка, гляди, мастера пришли и посуду принесли.
Входя три мастер (дети) с хохломской посудой.
1-й мастер: Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается, порчи никакой не подвергается.
2-й мастер: А вот плошка, налей окрошку, возьми ложку, хлебай понемножку.
3-й мастер: Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо – блюда да чашки, ложки?
Царь: Откуда посуда?
Сказочница: К нам приехала сама Золотая Хохлома!!!
Царь: Хочу чтоб стол царя украшала хохлома!!!
Сказочница: Частушки про хохлому – поют дети и их мамы или бабушки.
Хохлома да Хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу –
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Все листочки , как листочки
Ну а этот золотой
Красоту такую эту
Называют хохломой
Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы нам хлопали.
Царь: Вот молодцы, угодили царю! Всех за работу хвалю. За такой стол сесть не стыдно. Нет лишь музыки обидно.
Сказочница: А ложки деревянные, звонкие, забавные.
1й ложкарь: Ложки резали мы сами из березы и ольхи, их любовно расписали, а на ручках - петухи.
2й ложкарь: Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент – не простые расписные, древнерусский инструмент.
Дети исполняют мелодию на ложках, используя разные приемы танца и игры)
Царь приплясывает.
Царь: Ох ребята вы накормили и потешили меня. Спасибо вам ребята! Велика Россия наша и талантлив наш народ, о Руси родной умельцах на весь мир молва идет. До свидание ребята!!!
Сказочница: Вот и кончился наш сказ про мастеров России нашей, про Долдона и про нас. А для вас мои друзья я угощенья принесла!!!
А для наших родителей, мы дарим сделанные своими руками посуду с хохломской росписью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.docx | 381.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская русской земли «хохломские ложечки»
Актуальность:
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. При применении декоративно-прикладного искусства у детей развиваются способности в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В работе с различными материалами дошкольники познают свойства материалов, возможности их использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется речь, , умения описывать увиденное, и рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Участники проекта:
1. Воспитатель группы.
2. Дети старшей группы.
3. Родители Старшей группы.
4. Музыкальный руководитель.
Тип проекта:
1. Групповой
2. Краткосрочный – 1 месяц
3. Информационный- практико –ориентированный.
Цель проекта:
Развитие творчества старших дошкольников средствами народных росписей в оформлении предметов быта.
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве
Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
Привлечь родителей к проведению проекта.
Задачи проекта:
1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.
2. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
4. Формировать навыки технического, исполнения хохлом¬ской росписи.
5. Развивать творческое воображение о хохломской росписи.
6. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
7. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».
8. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
9. Учить понимать образный смысл загадок.
10. Закрепить умение сочетать движения и речь.
11. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Анкета для родителей.
1. Как вы думаете нужным ли знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?
a) Дети должны знать народную культуру.
b) Не придаю этому вопросу особого значения.
c) Другое.
2. Празднуете ли вы русские народные праздники?
a) Всегда, если знаю о них.
b) Считаю не нужным.
c) Другое.
3. Как вы относитесь к тому, что в детском саду празднуются такие праздники, как: «Осенняя ярмарка», «Пасха», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.
a) Положительно.
b) Считаю это не нужным.
c) Другое.
4. Какая реакция ваш ребенок на русское народное творчество?
a) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т.д.)
b) Равнодушно.
c) Другое.
5. Слушают ли в вашем доме русские народные мелодии?
a) Слушаем охотно, сами любим петь русские народные песни.
b) Не слушаем совсем.
c) Другое.
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
a) Есть музыкальный инструмент (указать какой).
b) Есть детские обучающие программы.
c) Не занимаюсь этим.
d) Другое.
Результаты анкетирования родителей
По итогам анкетирования:
• 92% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;
• 67% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 10% - празднуют не регулярно, а 23% считают не нужным;
• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;
• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 61% любят и слушают более современную и популярную музыку;
• 13% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 55% не слушают совсем, а 32% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;
• 36% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, у 7% родителей имеются детские обучающие программы, а 28% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 29% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.
Формы и методы реализации проекта:
- Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду).
- Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.
- Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
- Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.
- Беседа с детьми об Хохломском промысле.
- Выставка изделий Хохломских мастеров.
- Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на фланелеграфе, на силуэтах хохломской посуды.
- Дидактическая игра «Народные промыслы» на интерактивной доске.
- Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.
- План деятельности по достижению цели:
- Изучить материал по истории хохломского промысла.
- Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.
- Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
- Оборудовать уголок народного творчества.
- Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.
- Изготовление дидактического материала по теме.
- Консультации для родителей «Хохлома»
Реализация проекта.
- Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
«Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
«Найди пару».
- Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы»,
- Чтение художественной литературы : П. Синявский «Хохломская роспись», Л.Яхнин «Веселое слово хохлома».
- Заучивание стихов.
- Загадывание загадок.
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .
- Разучивание физкультминутки
- Рисование элементов хохломской росписи.
- Лепка: «Хохломская посуда»
- Аппликация: Коллективная работа «Золотая Хохлома»
- Музыка: «Учить детей исполнять мелодию на ложках»
- Частушки;
- Хоровод «Иголка и нитка»
- Просмотр презентаций «Золотая хохлома», «История хохломы».
- Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» (анкета)
- выставка детского творчества
Итоги проекта.
1. Оформление выставки детских работ.
2. Творческий отчет для коллег-педагогов.
Постановка новой проблемы.
Приобщение детей к народному декоративно — прикладному искусству «Городец»
НОД по рисованию «Хохломские ложки»
Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа: Просмотр презентации "Золотая хохлома", беседы, занятия об истории промысла, особенностях хохломской росписи, народные подвижные игры.
Методические задачи: Учить детей новой композиции хохломского узора-изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия. Учить рисовать новые элементы узора-ягоды смородины. учить рисовать узоры на фоне разного цвета- красном, чёрном, жёлтом, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Упражнять в рисовании уже известных элементов узора- травки, завитков, листьев, ягод.
Материалы для занятия: несколько ложек с хохломским узором; вырезанные из бумаги силуэты ложек; таблица с элементами хохломского узора-ягодами клубники, малины, крыжовника, смородины;; гуашь; мягкие кисточки.
Методика проведения:
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях весёлые ложки. Посмотрите на них.
Как вы думаете, откуда они к нам попали? Как вы узнали, что из Хохломы? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные.) Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор (из ветки с ягодами, листьями, завитками.)
Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закруглённой веточкой (Закруглённая ветка соответствует круглой форме ложки). Чем украшен край ложки (Каймой.)
Как раскрашена ручка (Её нижний и верхний край иного цвета, чем середина.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами побудем хохломскими художниками! Вы будете рисовать узор с элементами -ягодами смородины. Давайте их рассмотрим повнимательнее. (Помещает таблицу перед детьми с изображениями ягод клубники, крыжовника, малины.) Где изображена малина? Где изображена клубника? Крыжовника? Как вы узнали?
Обратите внимание на то, что хохломские художники по-разному рисуют одни и те же ягоды. А какие ещё элементы есть в узорах на ложках (Листья, завитки, травка.)
Уточняется, с чего надо начинать рисовать (с каймы) .
Дети приступают к работе.
В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребёнок рассказал о своей нарисованной ложке: какого цвета, какими красками нарисован узор, какого цвета кайма и кончик ручки. Проводится самоанализ.
Аппликация «Золотая хохлома».
Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи, на разных по форме предметах.
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей
- учить выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток, видеть красоту.
- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение
- учить прием вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, по типу народного декоративного искусства.
- развивать речевую активность, пополнять словарный запас словами: экологически чистый, алые гроздья рябины, спелая земляника и т. д.
Оборудование: предметы хохломской росписи, картины с изображением хохломской росписи, ножницы, клей ПВА, кисти, декоративные элементы хохломской росписи, силуэты посуды.
Предварительная работа: беседа о хохломской росписи, рассматривание альбомов с хохломской росписью, заучивание стихов о хохломе.
Ход занятия:
Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
А куда мы отправимся, я предлагаю вам догадаться (включается песня «Хохлома» под музыку детям предлагается просмотр мультимедийных слайдов на тему «Хохлома»)
Ответы детей.
Перед детьми стоит стол, накрытый салфеткой, снимается салфетка, стоят на столе предметы с хохломской росписью.
Жил когда-то в Нижегородских лесах человек, кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что, казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил делать золотую посуду местных мастеров. И появилась в каждой избе «золотая посуда», она продавалась на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая хохлома».
Давайте рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают эти радующие глаз предметы. Кто скажет, из какого материала изготовлена эта посуда? (дерево). А еще эта посуда является экологически чистой, почему? (Она из дерева, не ржавеет). Какие хорошие качества в деревянной посуде (в ней дольше держится тепло, легкая). Какие плохие качества? (Ломкая, горит, облазит краска). Кто скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки). Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, спелая земляника и т. д. А вы хотите стать мастерами золотой хохломы?
Ответы детей.
Чтобы наши ручки хорошо подготовились к работе, давайте их немного разомнем:
Физкультминутка:
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Давайте приступим к работе, присаживайтесь.
Какое главное правило при составлении узора (элементы узора должны располагаться ритмично, на одном расстоянии, повторяя элементы равномерно). Какое главное правило при работе с ножницами (напомнить технику безопасности, посадку за столом).
А теперь мальчики как настоящие умельцы, могут выбрать более крупный предмет, т. к. они будущие мужчины и могут выполнить более тяжелую работу. А девочки, как более нежные, могут выбрать более мелкие предметы. И если у кого то что-то не получается, вы можете помочь друг другу, как всегда это делаете.
Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь).
По окончанию дети вывешивают свои работы.
Выберите и покажите наиболее понравившуюся вам.
Посмотрите у нас получилась выставка хохломских изделий, как на настоящей ярмарке у Нижегородских мастеров. Эти поделки мы подарим маме, так как ей приятно получать подарок в любой день. А теперь послушайте стихотворение о хохломе.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Цели:
Приобщать детей к удивительному миру народного искусства.
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных жанров декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Обобщить знания детей о ремёслах на Руси.
- Воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.
- Развивать фантазию, творчество, воображение.
- Формировать у детей творческий и духовный патриотизм.
Оборудование: Изделия декоративно-прикладного искусства (Городецкие, хохломские, дымковские). Пластилин, силуэты посуды, стеки, доски, салфетки (по количеству детей), музыкальное произведение – песня «Золотая хохлома» в исполнении Марии Пахоменко.
План-конспект
- Обращаю внимание детей на предметы народного промысла, лежащие на столе. Предлагаю устроить музей, а данные предметы будут экспонатами нашего музея.
1. Чтобы начать игру необходимо распределить роли: я – директор, а вы – научные сотрудники.
2. Рассортировать экспонаты по видам декоративно-прикладного искусства с объяснением, по какому принципу (узор, материал, орнамент…).
3. Придумать названия для каждого зала нашего музея (Городец, Хохлома, Дымка).
Деревянная чашка,
Деревянная плошка
И, как будто простая,
Деревянная ложка.
Но узорами дивными
Они расцветают,
Как посуда нарядна –
Она золотая!
Вся в цветах она, в листьях
И в ягодах алых,
На ветвях золотых
Стаи птиц небывалых.
До того хороша,
Восхищенья не скрою!
Называют её Золотой хохломою.
4. Предлагаю провести экскурсию по залу «Хохлома» (из какого материала изготовлены данные предметы, где использовались, зачем, какие основные цвета в орнаменте, назовите элементы орнамента…). Что помогало мастерам создавать такие прекрасные изделия? Откуда они брали идеи для своих работ? (Родная природа).
Виктор Набоков "Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди,
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Правильно, создавая эти предметы, люди отображали родную природу. Чтобы лучше представить себе, как жили наши предки (прабабушки и прадедушки) попробуем перенестись в то время. Они не только работали, но и отдыхали, гуляли, дружили, водили хороводы.
- Физ. минутка:
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладони)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали, повертели, рисовать мы захотели.
Людмила набирает сообщение..
- Выполнение работы.
Предлагаю представить себя в роли народных умельцев. Проходим в «мастерскую», выбираем по желанию силуэты изделий для нанесения хохломского узора.
1.Обсуждение с детьми приёмов лепки.
2.Самостоятельное, творчество детей.
- Итог: Выставляем работы на мольберт, любуемся, обсуждаем. Даём название новому залу нашего музея («Работы современных мастеров»).
« Наша Хохлома» П. Синявский
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Вечер –досуг «Мастера большой Руси».
В зал под музыку входят дети и сказочница.
Сказочница: Сядьте рядышком ребята. Вам сегодня расскажу, без утайки по порядку Сказку. Все вам доложу. В одной сказочной стране Старорусской стороне жил- был царь Долдон. Всегда за модой гнался он.
Входит царь ДОЛДОН
Царь: Здравствуйте, здравствуйте, все! Нынче мода повернулась к старине. Во дворце не нужно жить, избу надобно срубить. И решил я дело смело. В город свез я мастеров, со всей Руси людей умелых, тех, кто знает ремесло. Кто избу царскую мне срубит? Кто для царя построит дом?
Сказочница: Коль дом построить тебе нужно, сюда мы плотника зовем.
Плотник: Наши прадеды любовно топором тесали бревна, гвозди крепко забивали, песню громко запевали.
Физминутка: «Строим дом».
Раз, два, три, четыре , пять. (дети ходят по кругу)
Будем строить и играть. (руки на поясе, приседание)
Дом большой красивый строим. ( руки вверх, в стороны)
Окна ставим, крышу кроем. (наклоны вперед, прыжки на месте)
Сказочница: А пока царь любуется избой, родителям предлагается отгадать загадки, которые загадывают дети.
• Белая старуха на одном месте сидит (печь)
• Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
• Рогат да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
• Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой)
• Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор)
Царь: Ставенки узорные, тонка резьба - до чего ж просторная русская изба
Мастер: столяры да плотники – отличные работники: избу ловко так срубили и про мебель не забыли. Столы есть?
Царь: есть.
Мастер: стулья есть?
Царь: есть, где можно царю присесть! Теперь дом буду украшать, мастериц нужно позвать!
Сказочница: Ну а наши мастерицы вышьют сказочную птицу. Принесут ковер свой в дар, принимай –кА, государь.
1-Мастерица: Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, ковер получают.
2-Мастерица: Одеяло лоскутное – бело – сине –голубое. С парусами, небесами, яркой радуги цветами.
Хоровод «Иголка и нитка» (ребенок с шапочкой на голове «иголочка», за ней идет дети «ниточки», если ниточка “оборвалась”, ребенок с шапочкой на голове «иголочка», дает какие либо задание детям, которые были «ниточкой» и оторвались от «иголочки», дети эти задание выполняют.
Царь: ковры есть, скатерти есть, и одеяло тоже есть. Ну, а где добыть посуду красивее, бы не худо?
Сказочница: Царь- батюшка, гляди, мастера пришли и посуду принесли.
Входя три мастер (дети) с хохломской посудой.
1-й мастер: Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается, порчи никакой не подвергается.
2-й мастер: А вот плошка, налей окрошку, возьми ложку, хлебай понемножку.
3-й мастер: Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо – блюда да чашки, ложки?
Царь: Откуда посуда?
Сказочница: К нам приехала сама Золотая Хохлома!!!
Царь: Хочу чтоб стол царя украшала хохлома!!!
Сказочница: Частушки про хохлому – поют дети и их мамы или бабушки.
Хохлома да Хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу –
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Все листочки , как листочки
Ну а этот золотой
Красоту такую эту
Называют хохломой
Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы нам хлопали.
Царь: Вот молодцы, угодили царю! Всех за работу хвалю. За такой стол сесть не стыдно. Нет лишь музыки обидно.
Сказочница: А ложки деревянные, звонкие, забавные.
1й ложкарь: Ложки резали мы сами из березы и ольхи, их любовно расписали, а на ручках - петухи.
2й ложкарь: Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент – не простые расписные, древнерусский инструмент.
Дети исполняют мелодию на ложках, используя разные приемы танца и игры)
Царь приплясывает.
Царь: Ох ребята вы накормили и потешили меня. Спасибо вам ребята! Велика Россия наша и талантлив наш народ, о Руси родной умельцах на весь мир молва идет. До свидание ребята!!!
Сказочница: Вот и кончился наш сказ про мастеров России нашей, про Долдона и про нас. А для вас мои друзья я угощенья принесла!!!
А для наших родителей, мы дарим сделанные своими руками посуду с хохломской росписью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...
«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
В рамках реализации проекта преемственности дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя...
Проект Инновационные подходы в организации методического сопровождения педагогов».
Данный проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов и улучшение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ....
Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"
Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...
Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совер...
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский...
собенности системы научно- методическое сопровождение профессионального развития педагогов в образовательной организации
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов нами разработана Программа научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов. Ведущие направления программы: • ...