ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
методическая разработка на тему
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»
ПРОЕКТ
Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
Карсакова Татьяна Михайловна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад присмотра и
оздоровления № 20»
Городецкий район
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Паспорт проекта
Наименование проекта | Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ |
Основания для разработки | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Цель проекта | Разработка Программы перехода на ФГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности |
Задачи проекта | 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОУ. |
Структура проекта | - Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Концепция решения проблемы. - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и способы их преодоления. - Распределение обязанностей в команде. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты реализации проекта. - Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Организационно-подготовительный. (сентябрь 2013-январь 2014) 2 этап. Внедренческий (январь 2014 года – май 2014 года) 3 этап. Обобщающий (июнь- декабрь 2014 года) |
Назначение проекта | Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» на 2013-2014 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ. |
Актуальность
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
1. Цель проекта:
Разработка Программы перехода на ФГОС, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи:
- Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГОС и выявить профессиональные затруднения.
- Разработать систему педагогических мероприятий.
- Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ.
2. Концепция решения проблемы:
В основу проекта положены:
- Содержание проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта;
- практические рекомендации по профессиональному развитию кадров
Н. В. Немовой.
Основополагающие идеи:
1. Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГОС. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ - корректировка образовательной программы.
2. Управленческие принципы:
- Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.
- Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.
3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):
- обучение тому, что необходимо в практике;
- обучать через деятельность;
- для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.
5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.
Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.
Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.
Программа состоит из 3 разделов:
- Информационная поддержка педагогов ДОУ;
- Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
- Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС.
Содержание Программы поможет педагогам:
- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,
-овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
-проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
- выбрать программы, учебно-дидактические пособия
- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
- мастер-классы;
- методические объединения;
- обучающие семинары;
- семинары-практикумы.
Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» на переходный период в 2013-2014 учебном году.
3. Ресурсное обеспечение проекта:
Ресурсы | Наличие | Способ получения ресурса |
1. Материально-техническое обеспечение проекта | -Наличие нормативных документов ФГОС -Отсутствие текстовых сборников ФГОС затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа. | --- |
2. Трудовые ресурсы | 1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа. 2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров. | - В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ; -Обучение на бюджетной основе пройдут 2 педагога ( воспитателя). Выступление педагогов по теме полученных знаний в ДОУ. - Возможно обучение отдельных педагогов на семинарах и организация трансляции их опыта. |
3.Информационные ресурсы | - Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта. - официальный сайт ДОУ | Введение в стимулирующие показатели оплаты труда регулярности работы с сайтом, электронной почтой. |
4. Распределение обязанностей в команде
Заведующий:
- руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Старший воспитатель:
- являются основными участниками реализации проекта;
- выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
- организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
- занимается информационным сопровождением проекта;
- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;
- обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ДОУ
5. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный (август 2013-октябрь 2014)
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС:
- анкетирование педагогов ДОУ;
- изучение опыта работы,
- создание банка данных по внедрению ФГОС
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2013 года – май 2014 года)
Содержание этапа:
2.1. Реализация программы внедрения ФГОС.
2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.
3 этап. Обобщающий (июнь-декабрь 2014 года)
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику ДОУ.
3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ
6. Критерии оценки результата.
Критерии | Показатели |
1. Знание программ и технологии разработки программ | 1) создание педагогом программ, на основе образовательной программы; 2) создание администрацией образовательного учреждения программ «Здоровье», так как приоритет дошкольного учреждения «Физическое развитие» |
2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС. | 1) все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах,; 2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы. |
3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса | Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. |
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов | Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов . |
Приложение
Программа методического сопровождения введения ФГОС в практику МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»
Цель: методическое сопровождение при переходе ДОУ на федеральный государственный образовательный стандарт.
Задачи:
- Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС.
- Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
- Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС.
- Разработать основную образовательную программу ДОУ
№ | Содержание | Сроки выполнения
| ответственный | Документальное подтверждение |
| |||
1.Организационно-содержательное обеспечение |
|
|
| |||||
1. | Организация изучения проекта ФГОС дошкольного образования педагогическим коллективом ДОУ. | Сентябрь – октябрь 2013
| старший воспитатель | Лист ознакомления с проектом ФГОС ДО. |
| |||
2. | Разработка и утверждение дорожной карты (плана – графика мероприятий) по изучению ФГОС ДОУ. (анкетирование педагогов «Анкета выявления профессиональных затруднений педагогов в связи с переходом на ФГОС») | январь 2014г. | старший воспитатель | Дорожная карта |
| |||
3. | Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС | в течение 2013 – 2014 уч.года
| Заведующий, старший воспитатель | Нормативно – правовая база. |
| |||
4. | Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. | В течение 2013 – 2014 уч.года
| Заведующий, старший воспитатель | Внесение изменений в локальные акты. |
| |||
5. | Включение в годовой план работы ДОУ на 2013 – 2014 уч.год методических мероприятий и семинаров по вопросам изучения ФГОС ДО. | до 23.12.2013 г.
| старший воспитатель | Приложение к годовому плану. |
| |||
6 | Консультация для педагогов "Что такое ФГОС дошкольного образования". Демонстрация мультимедийной презентации "Отличительные особенности ФГТ от ФГОС" | январь 2014 г.
| старший воспитатель | Результаты анкетирования |
| |||
7 | Семинар – практикум для педагогов "Повышение качества профессионального уровня педагогических работников в условиях перехода на ФГОС ДО. Использование ИКТ при организации педагогической деятельности" | февраль 2014г. | старший воспитатель | Материалы семинара – практикума. |
| |||
8 | Семинар "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования" Требования к разделам основной образовательной программы Целевой раздел основной образовательной программы | Декабрь 2013 г.
| старший воспитатель | Материалы консультации. |
| |||
9 | Малый педагогический совет "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования" Требования к разделам основной образовательной программы Содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений | февраль 2014г.
| старший воспитатель | Протокол |
| |||
11 | Консультация "ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования" Содержание коррекционной работы Организационный раздел основной образовательной программы
| февраль 2014г.
| старший воспитатель | Материалы консультации. |
| |||
12 | Круглый стол "ФГОС Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования" Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно – пространственной среде | Март 2014 г.
| рабочая группа | Материалы круглого стола. |
| |||
13 | Общее родительское собрание: анкетирование "ФГОС Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования" Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально – техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования | В соответствии с годовым планом
| заведующий | Протокол родительского собрания |
| |||
14 | Консультация "ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования" | апрель 2014г.
| старший воспитатель | Материалы консультации. |
| |||
15 | Определение дорожной карты (плана работы) по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год | апрель 2014 г.
| старший воспитатель | Дорожная карта на 2014 – 2015 учебный год
|
| |||
16 | Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год | май 2014 г.
| заведующий ДОУ старший воспитатель | Локальные акты, положения ДОУ. |
| |||
17 | Рассмотрение на итоговом педагогическом совете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС | май 2014 заведующий ДОУ |
| |||||
18 | Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС на итоговом педсовете с помощью практических заданий и подведение по ним результатов. | Май 2014 г.
| старший воспитатель | Протокол итогового педсовета. |
| |||
2. Кадровое обеспечение |
|
|
| |||||
1. | Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО. | В течение 2013 – 2014 уч.года | старший воспитатель | План прохождения курсов ПК. |
| |||
2. | Организация посещения педагогических сообществ, методических мероприятий, семинаров района по вопросам изучения ФГОС ДО. | В течение 2013 – 2014 уч.года | заведующий ДОУ старший воспитатель | План работы УМЦ УО и МП Городецкого района |
| |||
3. | Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам изучения и введения ФГОС ДО. | В течение 2013 – 2014 уч.года | старший воспитатель | Приложение к годовому плану. |
| |||
3.Создание материально – технического обеспечения |
|
|
| |||||
1. | Подготовка предварительных материалов по обновлению (дополнению) развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. | Поэтапно
| Старший воспитатель
завхоз |
|
| |||
2. | Обеспечение доступа педагогических работников к информационно образовательным ресурсам в сети Интернет. | Поэтапно
| заведующий |
|
| |||
3. | Рассмотрения плана обновления материально – технической базы ДОУ | поэтапно | заведующий |
|
| |||
4.Создание организационно – информационного обеспечения |
|
|
| |||||
1. | Размещение на сайте ДОУ информации о ФГОС ДО. | Весь период
| старший воспитатель |
|
| |||
2. | Информирование родительской общественности через общие родительские собрания, СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОУ на новые ФГОС. | Весь период
| старший воспитатель | Протоколы собраний. Печатные |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст - важнейший период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважение и понимание у других людей не зависимо от их социального происхождения. Актуальность
Цель: методическое сопровождение процессом введения ФГОС в МБДОУ «Детский сад присмотра
Задачи Организовать методического и информационного сопровождения ФГОС. Разработать систему педагогических мероприятий. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС в ДОУ.
Принципы организации методического сопровождения Управленческий принцип Принцип обучения Принцип сетевого взаимодействия педагогов
Формы реализации методического сопровождения Анкетирование, опрос Семинары, семинары- практикумы мастер- классы Педагогический час Портфолио педагога
Ресурсное обеспечение Материально техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ Заведующий - руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта, осуществляет контроль Старший воспитатель - является основным участникам реализации, выполняет функции методической поддержки и консультированию, функции информационно аналитической деятельности, организует методическую работу в ДОУ, подбирает информационные ресурсы в сети Интернет, печати, литературы обеспечивает систематическую связь сайта ДОУ.
Этапы реализации работы 1 этап Организиционно - подготовительный 2 этап Внедренческий 3 этап Обобщающий
Критерии оценки результативности 1. Готовность педагогов использовать технологии отвечающее требованиям ФГОС. 2. Решения проблемы выбора программ, пособий с учётам интересов всех субъектов образовательного процесса. 3 . Уровень профессиональной компентности педагогов.
Информационно комуникционные технологии обучения,курсы повышения квалификации,семинары Наличие единых подходов по переходе на ФГОС, повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению. Знания содержание и структуры ФГОС,принятие идеологии ФГОС дошкольного образования. Повышение квалификации
Методическое сопровождение Анкетирование педагогов «Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в связи с переходом на ФГОС» Письменный опрос по введению новых понятий и терминов. Обучающее семинары: «Требования к структуре основной образовательной программы в соответствие с ФГОС», «Условия реализации программы» , «Проектный метод в реализации ФГОС». Семинар-практикум с использованием презентации по закону об образовании (статьи закона) Оказание методической помощи в насыщении портфолио педагогов документами нормативно- правового характера , а также практические материалы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Планирование и организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по введению ФГОС . Разработка и внедрение в практику работы ДОУ мониторинга планируемых результатов по всем возрастным группам. Индивидуальная консультационная работа: определение задач креативной части программы, обеспечивающей организацию национально-регионального компонента.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»
Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад присмотра и оздоровления № 20» 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ2 В...
Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта.
Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения и прежде всего ...
«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в образовательную деятельность учреждения»
Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период Бережновой Светланы Анатольевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2011 - 2016 год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Рабочая программа воспитания МБДОУ №179 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высш...
Семинар в МБДОУ детский сад №44 "Сказка". Тема «Театрализованная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
31 января 2023 года в МБДОУ детский сад №44 "Сказка" состоялся семинар «Современные формы организации работы по театрализованной деятел...