Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами дидактических игр
учебно-методический материал
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 уч. г.«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta_sredstvami_didakticheskie_igry.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции
на 2022-2023 уч. г.
«Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста средствами дидактических игр»
Составила: Хохлова М. П.
Направление: сенсомоторное и речевое развитие
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2022 г.
Окончание работы: 31 августа 2023 г.
Срок реализации: 1 год
Актуальность темы:
Раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребёнка. Это возраст, когда происходит формирование всех свойственных индивиду важнейших психофизиологических процессов. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребёнку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития. Современное общество предъявляет новые требования к личности. Востребована творческая, общительная, эмоционально отзывчивая личность. Всё это формируется в процессе жизни человека, начиная с детства. Ранний возраст является сензитивным для формирования данных качеств личности и важную роль в их развитии играют ежедневные впечатления. С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. Первый опыт таких отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности. От того как сложатся отношения ребёнка в первой его группе сверстников в детском саду, во многом зависит последующий путь его личности и социального развития. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук – важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Как только человек рождается на свет, он видит вокруг себя многообразие окружающих его предметов и явлений. Все они обладают самыми разнообразными признаками: имеют вкус, запах, звук, величину, форму, цвет. Изучение этих признаков предметов называется сенсорным воспитанием. Значение его в раннем возрасте трудно переоценить. Давно подмечена ценность раннего обучающего воздействия и созданы детские потешки, песенки, игрушки и игры, которые забавляют и в то же время учат маленького ребёнка. Эти народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары привлекают своей красочностью и разнообразием. Играя с ними, ребёнок совершенствует свои навыки в умении различать сенсорные признаки и развивает мелкую моторику рук. И всё это своеобразное обучение элементарным знанием и умением осуществляется эмоционально, в увлекательных формах, доступных ребёнку. Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов: умывания, одевания, кормления, на прогулках, в играх, в непосредственно образовательной деятельности. Но, по-прежнему, важная роль принадлежит дидактическим играм.
Цель:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- углубить работу по изучению методической литературы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
- расширить работу по изучению и изготовлению новых игр и игровых упражнений по данной теме.
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- содействовать нормализации речевой функции.
- развивать игровой опыт каждого ребенка с помощью дидактических игр.
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
- работать с родителями: проводить мастер-классы, консультации по развитию моторики у детей.
Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, координация движений, дети соотносят движения пальчиками с фразами пальчиковой гимнастики, умеют выполнять задачи дидактической игры.
Форма отчета по проделанной работе: отчет, публикации, консультация для родителей.
Этапы создания системы работы:
1.Теоретический.
2. Практический.
Форма работы с детьми:
- Совместная групповая и подгрупповая работа с детьми.
- Индивидуальная работа.
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.
Методы и приемы работы с детьми:
- Словесный метод
- Наглядно-действенный метод
- Практический
Форма самообразования:
Чтение методической, педагогической и предметной литературы, подбор материала и атрибутов для работы с детьми, родителями, коллегами.
Изучение учебно-методической литературы.
Перспективный план на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Ок тябрь -ноябрь | Разучивание Пальчиковой гимнастики: развитие мелкой моторики, развитие речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг пальцев. 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три"). 3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) Д/и на развитие мелкой моторики с использованием природных материалов, мозаика из семечек и скорлупок. | Игровой досуг «Дары осени» |
Декабрь -январь | Разучивание пальчиковой гимнастики: развитие мелкой моторики, развитие речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг пальцев. 1. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 2. Дети бегут наперегонки (движения, как и в первом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). 3. Коза и козлята (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, затем обоими). Д/и на развитие захвата предмета пальцами, стимуляции работы больших и указательных пальцев рук, сортировка по цвету «Цветные макароны», «Елочка», | Игра-развлечение: «Красавицы Снежинки» | |
Январь - Февраль | Развитие мелкой моторики с помощью каучуковых мячиков, разучивание пальчиковой гимнастики, самомассаж. «Здравствуй, мячик!»: попеременно сжимать мячик в правой и левой ладошке мячик «Гол в ладошку»: каждым пальчиком правой руки попеременно «забивать гол» в ладошку левой руки, затем наоборот Д/и развитие моторики и сенсорики (цвет) «Резиночки», «Найди крышечке домик» | Занятие-игра «Смелые пальчики» | |
Март-апрель | Д/и на развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, на стимуляцию работы больших и указательных пальцев рук (салфетка) «Кручу-поворачиваю»: развивать силу кисти, закручивая крышки. «Что спрятал мишка?»: развитие моторики и координации движений | Занятие-игра «Кто в домике живет» | |
Д/и на развитие моторики «Доска с секретами»: стимуляция работы кисти на открывание-закрывание, развитие памяти. | |||
Май | Д/и на развитие мелкой моторики с помощью каучуковых мячиков. «Мячик гуляет по пальчикам»: массаж ладошки и пальчиков. Разучивание Пальчиковой гимнастики: развитие мелкой моторики, развитие речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг пальцев. 1. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 2. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 3. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Д/и на развитие моторики и речи "Цветные вкладыши": формирование умения соотносить форму и размер предмета, развивать моторику, координацию движений, логическое мышление, зрительный анализ изображений | Игровое занятие на развитие моторики и речи «Кубики-домишки» | |
Работа с родителями | Декабрь Февраль | Подготовка материала для консультации | «Игры и игрушки для развития мелкой моторики для детей 2-3 лет» |
Подготовка материала «Игры для мелкой моторики в домашних условиях. Цветные макароны» | Мастер-класс «Цветные макароны» | ||
Апрель | Фотоконкурс для родителей | «Дома мы играем-моторику развиваем!» | |
Методическая работа | Сентябрь-ноябрь | Изучение методической литературы и подготовка публикации. - Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с. - Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с. - Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику.– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с. - Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35 - Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с. - Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с. - интернет ресурсы |
|
Ноябрь | Участие в методическом объединении воспитателей Авиастроительного и Ново-Савиновского и р-ов г.Казани |
«Кубики-домишки»- дидактическая игра для развития речи и моторики рук у детей раннего возраста.
| |
Декабрь | Открытое занятие с детьми средней группы по развитию речи и мелкой моторики | «Морское путешествие» | |
Апрель | Подготовка материала для публикации | «Использование природных материалов для развития мелкой моторики» Квест-Игра «Морское путешествие» | |
Развитие ППРС | В течение года | Подготовка материалов для изготовления атрибутов для дидактических игр. | «Кубики-домишки», «Доска с секретами», «Снежинки», «Елочка», "Цветные вкладыши", «Забавные резинки», «Цветные макароны», «Кручу-поворачиваю» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии
Программа «Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии» направлена на последовательное развитие и коррекцию движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает св...
Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Доклад на тему :"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...
Развитие мелкой моторики у детей как средство умственного развития ребенка
Какие обычно у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы с моторикой пальцев? У малышей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы мало...
План по самообразованию на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста".
quot;Ум ребенка находится на его кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский....
Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с средствами пластилинографии»
Мастер - класс для родителей посвящен развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами пластилинографиии; формированию у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадицион...
Педагогический проект на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений»
Аннотация к педагогическому проекту «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений» Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые н...