Развитие мелкой моторики у детей как средство умственного развития ребенка
методическая разработка (младшая группа) на тему
Какие обычно у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы с моторикой пальцев? У малышей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке. С трудом (берут кисточку) правильно берут кисточку, карандаши, ножницы, иногда не могут, расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, рекомендует проводить и разучивать с детьми:
-Игры с пальчиками
-игры с пальчиками и спичками
-игры со скороговорками.
Игры на развитие мелкой моторики включают движения кистей руки пальцев, сопровождаемой ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию двигательного центра мозга, выдающего в том числе, и развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_stranitsu.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Стаж: 23 года
Категория: 2 категория
Образование: средне специальное
Тема:
«Развитие мелкой моторики у детей как средство умственного развития ребенка»
Цели:
- Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах (рисование, лепки, аппликации, конструирований)
- Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичность развития осязательных восприятий (тактильной, кожной, чувствительности пальцев рук)
- Формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином.
Задачи:
- Развивать ловкость и точность рук, а также моде ребенка.
- Стимулировать творческие способности, фантазию и речь.
- Развивать пальцевую пластику рук, мелких движений необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.
Актуальность:
Как показывает практика, первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушивается бесконечные напоминание: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет не любовь к письму.
Дошкольника следует не учить письму, а только подготавливать его к этому. Какие обычно у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы с моторикой пальцев? У малышей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке. С трудом (берут кисточку) правильно берут кисточку, карандаши, ножницы, иногда не могут, расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, рекомендует проводить и разучивать с детьми:
-Игры с пальчиками
-игры с пальчиками и спичками
-игры со скороговорками.
Игры на развитие мелкой моторики включают движения кистей руки пальцев, сопровождаемой ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию двигательного центра мозга, выдающего в том числе, и развитие мелкой моторики.
Предполагаемый результат:
Этапы работы:
1 этап
- Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
А) Регулярно заниматься с крупой, сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большими указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Б) Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки 2 грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между 2 ладоней.
Все это оказывает тонизируемое и оздоровительные действие
Карандаш Карандаш в руке катаю
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Орехи Научился два ореха
Между пальцами держать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать
Помощник Я крупу перебираю
Мамочке помочь хочу
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Бусинки-горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки
Станьте ловкими скорее пальчики, ладошки.
Дорожка
Я взяла горошка, выложить дорожку
Чтобы бегали по ней зайчик или кошка.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла,
Птица похожа да только бела
Краску беру и журавль настоящий
Встретит он братцев, с юга летящих.
Поделки из природного материала
- Пробуждать творчество ребенка, подсказать интересные решения, использую стихи, рисунки. Обратить внимание ребенка на то, как щедро может одарить природа наблюдательность человека. Помочь малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке - сказочного старичка Самостоятельно увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.
Катя – мастерица
Если Катя в лес пойдет,
Разных шишек наберёт,
А потом полдня сидит,
Терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек,
Все из разных шишек.
Бусы
Зайка желуди собрал
Их на нитку нанизал
Очень маме угодил,
Он ей бусы подарил.
Удачный кораблик
Скорлупка ореха, из палочек - мачта,
Плывет мой кораблик, ты сделан удачно.
Золотой коврик
Листья осенью сушила,
Как хорошо подарок мой!
В день рождения вручила
Маме коврик золотой.
Ослик
Ослик отличный вышел из пробок
Только характером ослик мой робок!
Тигра боится, от волка бежит,
И по – ослиному громко кричит.
Игры с пластилином
2 этап
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Показать малышу все чудеса пластилинового мира, заинтирисовать его.
- Развивать фантазию ребенка (средне вымышленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По детским рассказам о них можно лучше понять характер самого малыша).
Во время игры с пластилином детские пальчики создают сначала неуклюжие, а потом все более сложные формы.
Юный скульптур творит наиболее понравившихся персонажей, если во время игры читается сказка.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина
Шарики, колбаски и оживают сказки,
Мальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы
Смогу слепить без помощи
Я даже торт для куклы
Чашка
Пластилиновая чашка ,
пластилиновое блюдце
Хорошо играть мне с ними
Ведь они не разобьются.
Чаепитие
Чайник заварочный зайка слепил,
В гости зайчику к себе пригласил.
Чай попивают они ароматный
С медом душистым, пряникам мятным.
Рисование- занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, тем легче ему будет выводить свои первые буквы.
- Проявить изобразительность используя любую возможность: рисование на бумаге, и картоне, на снегу и песке, на окне и асфальте.
- Предлагать детям штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовать (по образцу) 2 половину изображения.
- Развивать творчество, воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
Рисунки на снегу
На снегу рисую волка,
На снегу рисую ель
До чего же стала колкой
Эта белая метель
Все рисунки засыпает
Снег бросает мне в лицо
Заметает, заметает
И дорожку и крыльцо.
Пусть метель себе бушует
Я пойду и отдохну
Завтра снова нарисую
Волка, елку и сосну.
Рисунки на песке
На песке рисую горы, лес дремучий
И потом нарисую выше тучи, дом!
В котором мы живём.
Рисунки на стекле
Я дыхнула на стекло, написала букву «о»
Снова пальчиком веду, получилось.
Палочка вверху кружочек
Если букву «к» добавишь, я могу составить
Слово умное урок- это пальчик мне помог.
Зайчик- художник
У зайчика акварели
Рисовал он две недели волка серого портрет
Волк пришел за ним к обеду, постоял перед картиной
С недовольной злою лентой.
Зайцу уши потрепали, и еще пообещал:
То ли будет впереди, ну, заяц, погоди!
Пальчиковые игры
3 этап
- Стать пальцы руки в кулак; поочередно их выпрямляй, начиная с большого пальца.
Ну-ка братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большому – дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе детей кормить.
- «Мышка чистюля»
Мышка мыла, мыла лапку (одной рукой мыть другую)
Каждый пальчик по порядку (указательным на указательный)
Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большой палец)
Сполоснув его водой
Не забыла и указку
Смыв с него и грязь и краску (аналогичные движения)
Средний мылила усердно
Самый грязный был наверно
Безымянный терла пастой
Кожа стала сразу красной
А мизинчик быстро мыла
Очень он боялся мыла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии
Программа «Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии» направлена на последовательное развитие и коррекцию движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает св...
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих умеренную умственную отсталость.
Статья посвящена проблемам дошкольного коррекционного образования....
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с средствами пластилинографии»
Мастер - класс для родителей посвящен развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами пластилинографиии; формированию у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадицион...
Игры с использование нестандартного оборудования, как средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны ха...
Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)
Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....