Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии
методическая разработка по теме

 

Программа «Развитие мелкой моторики у детей по средствам водной терапии» направлена на последовательное развитие и коррекцию движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

В содержание программы  включены такие задачи, для решения которых применяются методы, в частности, метод самомассажа, метод пальчиковой гимнастики, метод упражнений в воде различной направленности и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrokinezoterapiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

УСЗН г. Кемерово.


МУ Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «ФЛАМИНГО»


РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У

 ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ ВОДНОЙ ТЕРАПИИ

        СОСТАВИТЕЛЬ:

социальный педагог

А.А. Корзюкова

КЕМЕРОВО 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время число детей с церебральным параличом становится больше. Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У  детей с ДЦП мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются.

Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение занятий по развитию мелкой моторики в воде имеет ряд преимуществ. Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Гидрокинезотерапия  эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком  различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление. Кроме того, следует учитывать, что работа с водой оказывает  гармонизирующее влияние на физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка.

В нашей программе представлена коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП с использованием водной терапии.

Цель программы:  Последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

В связи с этим программа включает в себя следующие задачи: 

  1. стимулирование и активизирование мышечного тонуса;
  2. формирование и развитие движений рук;
  3. развитие мелкой моторики;
  4. стимулирование речевой деятельности;
  5. эмоционального напряжения.

 Предмет программы  – мелкая моторика детей.

Объект программы –  дошкольники с  ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы в рамках данной программы:

  1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.е. с первых недель и месяцев жизни, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.
  2. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся «в зоне его ближайшего развития».
  3. Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.
  4. Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
  5. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций.
  6. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
  7. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий большое значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.
  8. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь педагога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут ещё более усугубить отклонения психофизического развития. Поэтому родители, наряду с ежедневным совместным с ребенком посещением занятий, по окончанию курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, в домашних условиях развитию устной и письменной речи, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.

Структура и содержание занятий

При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж  ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение).                         

                           

                                 Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

         Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

          Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

                       Барашки

На лугах пасутся «барашки»,

Шубы в кудрях, погляди,

Все кудрявы, до одной,

Раскудрявые барашки.

«Бяшки» спали в бигуди,

Бегут кудрявою толпой.

Целый день всё: «Бе да бе»,

Утром сняли бигуди,

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.

Попробуй гладкую найди.

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник,        

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол

Средний - точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Забивает головой!

Палец большой

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота - горой!

И с досады промахнулся!

Указательный - смельчак,

Малыш-мизинец - молодец,

Забивает гол - вот так!

Гол забил - игре конец!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1. Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.  

  Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно,  в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде,  и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .

  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»). То же самое левой рукой, обеими руками.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди «здороваются»: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
  3. Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им («оса»). То же самое пальцем левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по воде («человечек»). То же самое другой рукой, обеими руками («дети бегают наперегонки»).
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем («коза»). То же другой рукой.
  6. Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их («очки»).
  7. Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
  8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
  9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.
  10. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими («двое разговаривают»).
  11.  Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («гнездо», «миска»).
  12. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («крыша», «дом»).
  13. Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («мост», «ворота»).
  14. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить («часы», «бутон»).
  15. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по воде («бежит собака, лошадь»).
  16. Опустить правую руку в воду, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить («улитка с усиками»).
  17. Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху («раковина улитки»).
  18. Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх («кошка»).
  19. Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть («лодочка»).

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения в воде для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.

        Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. педагог выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:

  1. произвольно отпустить игрушку из руки  в воду (по инструкции: «Дай»);
  2. вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;
  3. покатать машину, мяч, кораблик по воде;
  4. собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
  5. брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;
  6. брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.

Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, производимых ребенком в воде, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в  дошкольном возрасте  необходимо учитывать следующее:

        1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

        2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

        3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

        4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающего ДЦП.

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.
  3. Интернет сайт: hitt//: adalin.mospsu.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей как средство умственного развития ребенка

Какие обычно у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы с моторикой пальцев? У малышей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. У большинства детей пальцы мало...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием песочной терапии.

В статье говорится о том как можно эффективно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ПРОВЕДЕНИЯ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

Как показывает практический опыт применения су-джок терапии, она активизирует развитие речи ребенка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекц...

Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с средствами пластилинографии»

Мастер - класс для родителей посвящен развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами пластилинографиии; формированию у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадицион...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Брошюра песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста...