Педагогический проект на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений»
учебно-методический материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект,теоритеская часть. | 33.67 КБ |
Дидактическая игра-сортер на развитие мелкой моторики. | 1.59 МБ |
Игра «Пальчиковый твиз» на развитие мелкой моторики рук. | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему « Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр»
Выполнила воспитатель
МАДОУ д. с №11:
Ибатуллина А.А.
Нефтекамск,2023
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Ресурсы
8. Критерии оценивания проекта
9. Риски и пути преодоление рисков
10. Выводы
11. Литература
1. Введение
«Источники творческих способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы- развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, предметом деятельности является дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Актуальность создания проекта
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. В раннем возрасте ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. В младшем дошкольном возрасте дети пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Тактические цели:
1. Создать условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.
2. Сформулировать для детей младшего дошкольного возраста благоприятную среду для развития мелкой моторики.
3. Организовать для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающую среду по развитию мелкой моторики у детей.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Совершенствовать речь и словарный запас детей посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Ожидаемые результаты:
1. У детей будет развиваться мелкая моторика.
2. Получают удовольствие от творческой деятельности.
3. Стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Продукт:
1. Сделать консультацию для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
2. Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.
3. Подготовить мастер-класс для родителей по игре на развитие мелкой моторики рук «Разложи по стаканчикам»
4. Аннотация проекта
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Массаж кистей рук;
2. Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
3. Изготовление дидактических игр;
4. Лепка из пластилина;
5. Изготовление шнуровок.
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведение режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пути решения проекта
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
5. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на сентябрь 2022 года по май 2023.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Изучение методической литературы, изучение истории вопроса. | Сентябрь-октябрь |
2. | Практический этап | Изучение и поиск практического материала, разработать Мастер-класс для родителей по игре «Разложи по стаканчикам» на развитие мелкой моторики | Ноябрь- март |
3. | Обобщающе-результативный этап | Диагностика детей, проведение анкетирование для родителей, проведение консультаций по данной теме. | Апрель |
4. | Презентация проекта | Оформление презентации на данную тему, представление готовой презентации перед педагогами ДОУ. | Май |
6. План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятий | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Массаж пальцев и кистей рук | Групповая |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Дидактическая игра «Собери животных» | Подгрупповая, индивидуальная |
3. | «Познавательное развитие» | НОД на развитие мелкой моторики с использованием икт оборудования. | Групповая |
4. | «Речевое развитие» | Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки», «Компот» | Групповая |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка « Букет маме» | Групповая |
7. Ресурсное обеспечение проекта
1. Информационные ресурсы: интернет-ресурсы.
2. Учебно-методические ресурсы: методическая литература по данной теме.
3. Фонд методического кабинета:
библиотека:
игротека:
аудиотека:
фонотека:
4. Материально-технические ресурсы: ноутбук (личный у педагога), принтер (есть в семье Артура), ламинатор (арендован в пед. кабинете)
5. Финансовые ресурсы:
6. Финансирование проекта производится
8. Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребенка к образовательному процессу)
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информационность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
9. Риски и пути преодоления рисков
Риски изменения объёмов работы: было дано дополнительное время на окончание педагогического проекта.
10. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимися проблемами детства.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
В целом проект с детьми и родителями с моей точки позволит не только развить у детей мелкую моторику, но и дадут толчок для развития внимания, памяти, также связной речи в целом.
11. Литература:
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
2. ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
3. Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008 г.
4. Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику Каро,2013 г.
5. Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.
6. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» Эксмо 2009 г.
7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» во второй младшей группе, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2012 г.
8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"
Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наб...
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....