План самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
материал (средняя группа)
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_21-22.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Испокон века книга растит человека.
(Русский народный фольклор.)
Актуальность выбранной мной темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, так же, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей ценностного отношения к книге.
2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
4. Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению художественной литературы дома.
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Содержание работы по самообразованию.
Сроки | Тема | Содержание | Практический выход |
сентябрь | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. | |
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ. |
В течение года | Теоретическое изучение проблемы. | 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». 8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду». 9. Интернет-ресурсы. | Изучение литературы по теме. |
В течение года | Практическая деятельность. | 1. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос- ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми. 2. Изучение методик и техноло-гий в интернете. 3. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка». 4. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию. 5. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов. | Консультации для родителей, составле-ние картотек игр, игр драматиза-ций- игр; |
май | Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты: - у детей формируется ценностное отношение к книге; - у детей развивается интерес к чтению художественной литера-туры; - у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование; - формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома. | отчёт |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию. | Изучение литературы по теме. | |
Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ. | ||
Октябрь | Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги» | Изучение литературы по проблеме. | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме» | ||
Ноябрь | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Семья, семейные традиции», «Одежда», «Обувь». | |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой». | ||
Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Знакомство с литературой. | ||
Декабрь | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Здравствуй, Зима», « Дикие животные наших лесов и их детеныши», «Новый год», «ПДД». | |
Работа с родителями
| Оформление выставки для родителей: Выставка книг. | ||
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию. | Подбор материала по теме. | ||
Январь | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Зимние забавы», «Народные промыслы. Матрешка», «Устное народное творчество». Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото). | |
Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток. | Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | ||
Изучение темы: «Роль сказки в воспита-нии детей». | Изучение литературы.
| ||
Февраль | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Профессии», «День защитника Отечества». Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок. | |
Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам) | Изучение и подбор литературы. | ||
Март | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Посуда», «Весна. Мамин праздник», «Неделя театра», « Домашние животные и их детеныши», . Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | |
Работа с родителями | Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам. | ||
Апрель | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». Чтение произведений по темам: «Сказки», «Космос», « Земля и ее обитатели», «Мой дом» | |
Работа с родителями | Конкурс совместных твор-ческих работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка». | ||
Май | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Наш город», «Цветущая весна», «Вода и ее обитатели». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации). | |
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» | ||
Июнь | Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | Чтение произведений по темам: «Здравствуй лето», «Цветы», «Насекомые», «Летние забавы» | |
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...
план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта...
План по самообразовани:«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...