План по самообразовани:«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
проект (подготовительная группа)

Черкасова Анастасия Сергеевна

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 7

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ТЕМЕ:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы»

                

                                                            Выполнил воспитатель группы № 4:

                                                                Черкасова Анастасия Сергеевна

План по самообразованию по теме:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы»

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Рисование;

Занятие по художественной литературе;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

В течение года

создание предметно-развивающей среды по  чтение художественной литературы окружающей ребенка.

В течение года.

О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Наличие книг по речевому  развитию

Проведение консультации для родителей

В течение года

Анкета для родителей,

Консультации

1.Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

2.Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребёнка».

Консультация для родителей: «Книги - наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

Консультация для родителей:  «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Консультация для родителей: «Что читать детям»

Организация конкурса рисунков «Моя любимая книга»        

Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей».

Консультация для родителей «Ребёнок и книга»

Консультация для педагогов «Роль книги в нравственном воспитании дошкольников»

Май.

 Консультация

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

Занятия по чтению художественной литературы

В течение года

 дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

1.Чтение сказки «Теремок»

2.Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»

3.Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»

4.Сказка «Царевна – лягушка»

5.Чтение сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

Рисование «Моя любимая сказка», Раскраски по сказкам.

Пальчиковая игра «Семья»

Игровая ситуация «Правила общения с книгой»

Сентябрь.

1.Чтение русских народных сказок.

2. Былина « Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович»

3.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Рисование по прочитанным сказкам

Игра «Подумай, что может пригодиться богатырю»

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Беседа «Моя любимая сказка»

Октябрь

1.Чтение сказки «Три медведя»

2. Чтение сказки « Финист - Ясный Сокол

3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»

4.Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Подвижные игры «Волк и гуси»

Лепка «Миски трёх медведей»

Чтение потешек

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь

1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

2.Чтение сказки «Петушок–золотой гребешок»

3.Чтение И.С. Шмелев «Рождество»

4.Чтение Е.Ивановская «Предание о первой рождественской ёлке»

Рисование по прочитанным сказкам и рассказам.

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Пальчиковая игра «Мишка»

Декабрь

1.Чтение сказки «Курочка Ряба»

2.Чтение произведения «Саночки», «Четыре желания»

3.Чтение произведения «Как покататься на лошадке»

4.Чтение произведения «Куликовская битва»

Лепка по прочитанным сказкам и произведениям

Хороводная игра «Кто  пасётся на лугу»

Январь

1.Чтение произведения «Семейный праздник»

2.Чтение сказки «Сивка-Бурка»

3.Чтение сказки «Зимовье»

4.Чтение произведения «Каменный цветок»

Рисование по прочитанным сказкам и произведениям

Игра «Кто с нами?»

Февраль

1.Чтение произведений о женщинах, мамах

2.Чтение сказки «Морозко»

3. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка»

Игра «Узнайте сказку»

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Март

1. Чтение сказки «Репка»

2.Чтение произведения «Правдивая история о садовнике»

3.Чтение сказки «Белая уточка»

4.Чтение произведения «Благовещение»

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Апрель

1.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

2.Чтение произведения «Троица»

3. Сказка про берёзоньку

4. Чтение сказки «Пастушья дудочка»

Разгадывание загадок про сказки

Просмотр презентации про сказки

Май

Список литературы:

  1. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Младшая группа. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.
  2. «Развитие речи в детском саду.  » В.В.Гербова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
  3. «Конспекты занятий по развитию речи.» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.
  4.  «Конструирование» З.В.Лиштван, Издательство «Просвещение», 1981г.
  5. «Утренняя гимнастика в детском саду» Т.Е.Харченко, Издательство «Мозаика- Синтез»,2016г.
  6. «Рисование с детьми » Д.Н.Колдина  Мозаика – Синтез, 2017г.
  7. «Лепка с детьми » Д.Н.Колдина  Мозаика – Синтез, 2017г.

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Как Вы считаете для чего нужны детям сказки? __________________________________________

______________________________________________________________________________________

2) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг:

  • практически все свободное время;
  • ежедневно;
  • хотелось бы больше, но мало свободного времени;
  • ваш вариант ответа___________________________

3) Вы читаете ребенку книги…

  • по просьбе ребенка;
  • по собственной инициативе

4) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги? _________________________________________

5) Какие книги предпочитает Ваш ребенок:

  • сказки;
  • стихи;
  • литературу о природе;
  • энциклопедии;
  • книги познавательного содержания;
  • нет определенных предпочтений;
  • ваш вариант ___________________________

6) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг:

  • да
  • нет;
  • от случая к случаю;
  • ваш вариант ответа______________________

7) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _____________________________

______________________________________________________________________________________

8) Какие трудности возникают при выборе сказки? __________________________________________

______________________________________________________________________________________

9) В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку:

  • чтение;
  • рассказ;
  • рассказ выдуманной сказки;
  • театрализация;
  • ваш вариант ответа___________________________

10) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать / обсудить содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________________________

11) Как именно вы обсуждаете с ребенком сюжет прочитанного произведения?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13) Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие? ______________________________________________________________________________________

14) Придумываете ли Вы сказки для вашего ребенка? _______________________________________

15) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:

  • красочные иллюстрации;
  • познавательная ценность книги;
  • яркий литературный язык;
  • доступная цена;
  • выбор, сделанный самим ребенком;
  • ваш вариант ответа_______________________________________________________________

16) Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к посещению общественной библиотеки?

______________________________________________________________________________________

17) Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? __________________________________________________________________

18) Как вы считаете, какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказок?

  • интеллект;
  • речь;
  • творческие способности;
  • воображение;
  • ваш вариант ответа____________________

19) В чем Вам видится воспитательная роль книги:

  • книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми;
  • книга – источник познания окружающего мира;
  • книга – источник нравственной и эстетической культуры;
  • ваш вариант ответа________________________________________

20) Какое из афоризмов Вам ближе всего:

  • Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
  • Сказки следует воспринимать как развлечение, а не как справочник по реальной жизни. (Лиза Клейпас)
  • Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет. (Валентин Берестов)
  • Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

План самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка нач...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа СамараИНН 6318207777 КПП 631801001Россия, 443063, г. Са...

план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта...

Папка воспитателя по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.Способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего ...