План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
материал
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_pedagoga.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»
с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики
План по самообразованию педагога
Егоровой О.П.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы».
вторая младшая - средняя группа
2020-2021 учебный год
Актуальность выбранной темы:
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит понижение уровня культуры, когда материальные ценности преобладают над духовными. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Дошкольный возраст — наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей доброжелательные взаимоотношения к сверстникам и взрослым, любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей младшей-средней группы, средствами художественной литературы.
Цель: воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ММО, самообразования.
2.Разработать перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста.
3.Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).
4.Провести консультацию для педагогов на тему «…» на педагогическом совете.
5.Подготовить в семинаре …..
6.Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме:«...».
План работы с детьми
Сентябрь
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
-содействование трудовому воспитанию
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
«Уголок природы»
Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»
-расширение представлений о нравственных качествах;
- развитие воображения детей;
-воспитание умения вести себя в обществе
Поздняя осень (живая и неживая природа)
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
Уроки Здоровейки
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А,И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год в городе»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других
«Зимние развлечения, забавы»
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;
-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;
-воспитание умения слушать других, не перебивая
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«-----»
В. Маяковский «Кем быть»,
С. Михалков «Дело было вечером»
-ознакомление детей с новыми профессиями;
-развивать желание трудиться;
-воспитание чувства патриотизма
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
План работы
Сентябрь
-изучение литературы по данной теме.
-разработка перспективного плана
Октябрь
Консультация для родителей
«Роль книги в нравственном воспитании детей».
Ноябрь
Консультация для воспитателей
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».
Декабрь
Оформление выставки для родителей
Выставка книг.
Январь
Совместная творческая деятельность родителей и детей
«Чтобы дети росли добрыми»;
Февраль
Картотека игр
Март
Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов
Апрель
Консультация для родителей: «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»
Май
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошколь | |
ника. Москва, 1998. 6. Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы. | ||
Работа с детьми | Октябрь-май | Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). |
Ноябрь | Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | |
Январь | Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | |
Февраль | Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». | Чтение и беседы по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». | |
Март | Подготовка к проведению досуга. | Досуг «Сказочная страна» | |
Апрель | Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие на тему «В гостях у сказки». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Выявить отношение к чтению в семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской художественной литературы. | Анкетирование «Воспитание с помощью книг» |
Октябрь | Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | Папка-передвижка в родительском уголке. | |
Ноябрь | Индивидуальная работа с родителями. | Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой». | |
Январь | Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов. | Круглый стол «Книга – лучший воспитатель» | |
Март | Сбор информации, подготовка памяток. | Памятки «Что читать дошколятам?» | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» | |
Самореализация | Сентябрь | Составление плана работы, подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, составление картотеки нравственно-этических бесед. | План работы по самообразованию, список художественной литературы для чтения детям, картотеки нравственно-этических бесед. |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» | Выступление на педсовете. | |
Февраль | Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?» | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
Выход темы:
- Проведение открытой НОД. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
- Подготовить семинар. Тема: ««Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»» (месяц)
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Чему учат сказки?»
- Оформление папки передвижки. Тема: ««Чему учат сказки?»(месяц)
- Сборник консультаций для родителей. Тема «Роль книги в нравственном воспитании детей».
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с.
7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)
8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
11. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы
Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....
Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...
Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...
План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность выбранной темы: Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...
Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"
quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...