Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
статья по художественной литературе (младшая группа)
Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
(обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
Корнеева Наталья Анатольевна,
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Колпинского района Санкт-Петербурга
Заголовок моей статьи является темой моего плана по самообразованию во второй младшей группе. Завершая выполнение плана, настало время подвести итоги.
Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Педагоги пытаются понять, как привить поколению с гаджетами в руках классические духовно-нравственные ценности. Родители, занятые зарабатыванием денег для освобождения от оков ипотеки, погруженные в свои мобильные телефоны, совсем не имеют свободного времени, чтобы знакомить детей с героями детских сказок. Советские сказочные мультфильмы нынче не очень востребованы детьми, герои разговаривают медленно, события происходят без частой смены кадров, это все уже не очень нравится современным дошкольникам. Надежда, которую родители возлагают на современные мультфильмы, не всегда оправдана. Всем известный «шедевр» отечественной мультипликации «Машины сказки» совершенно бессовестным образом превращает народные сказки в смесь фактов, собранных из разных сказаний, и сдобренных неукротимой фантазией главной героини Маши. После просмотра последнего блокбастера «Конек-горбунок», совершенно беспощадного для детской психики, хочется спрятаться с ребенком под одеяло и, обняв его, смешным голосом читать курочку Рябу, нелепо кудахтая. Вот они - эти сказки на новый лад, благодаря которым современный ребенок не может самостоятельно разобраться: что такое хорошо и что такое плохо.
А ведь сказка является одновременно очень сильным, и самым мягким способом воспитания, проверенным годами. Русская народная сказка – это сокровище нaродной мудрости. С помощью сказок наши прeдки передавали своим детям и внукам знания, верования, традиции. Сказка имеет большое пoзнавательное и вoспитательнoе значeниe, вeдь в ней отpaжаются стандарты поведения, которые одобряются (с помощью положительных героев) или не oдобряютcя (oтрицательныe геpoи) тем обществом, в котором воспитывается ребенок.
Благодаря сказкам, дети знакомятся с увлекательными сюжетами, узнают о хороших манерах. В старых добрых сказках есть чему поучиться у героев. Они подают примеры смелости, доброты, готовности прийти на помощь, примеры бескорыстной любви, честности и справедливости.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.
Доброта и отзывчивость, эмпатия – эти качества мы прививаем детям с первого шага в сторону песочницы, где играют маленькие карапузы. Чтение художественной литературы – прекрасное средство развить и закрепить эти качества, так необходимые и нам, взрослым. Попробуйте прочитать своему дошкольнику сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» и спросите после прочтения: а как бы ты распорядился лепестками волшебного цветка? Боюсь, что ответ может Вас очень удивить. Если ребенок готов потратить все лепестки только для исполнения своих желаний, это не значит, что он плохой. Это значит, что лекарством от его эгоцентризма может стать художественная литература, начиная от таких сказок, как «Репка», «Теремок», развивающих желание помогать друг другу, умение прощать, до прочтения повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», в школьном возрасте.
Большое значение имеют малые фольклорные формы для детей: снижается агрессивность, плаксивость, поднимается настроение. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу и нежность, услаждая слух ребенка спокойным, веселым голосом матери, вселяя в душу спокойствие и веру в благополучие. Колыбельные песни, пословицы и поговорки, прибаутки, скороговорки, небылицы продолжают доброе дело воспитания духовно-нравственных ценностей в ребенке с самого раннего возраста.
На одном из недавних занятий с детьми я читала детям сказку «Заюшкина избушка». В этой сказке четко определены положительные герои (заяц, петух) и отрицательный герой (лиса). Когда петух выгнал лису из дома, то, казалось бы, справедливость восторжествовала. Лиса получила по заслугам за свою хитрость и надменность. Обиженный заяц, которого жаль до слез, спасен отзывчивым, храбрым петушком. Да и остальные звери тоже проявляли желание бескорыстно помочь, только чуть храбрости им не хватило, а может просто не было острой косы в лапах, добавляющей дополнительной смелости героям сказки. Но вот что меня удивило: дети не радовались такому концу сказки. Они задали вопрос: а где же будет жить лиса, ее же выгнал петушок из дома! Понимаете? Эти трех-четырехлетние малыши испытывали жалость и сострадание к героине, от поведения которой буквально несколько минут назад они недовольно хмурили брови. Дети предложили сделать для лисы домик. Вот она – волшебная сила чтения художественной литературы для правильного духовно-нравственного воспитания нашего подрастающего поколения! В результате, рассказывание мною сказки плавно перешло в изготовление аппликации. Домик для лисы был сделан со словами: пусть живут рядом и больше не ссорятся. В этот момент я поняла, что мой план по духовно-нравственному воспитанию хоть на несколько шагов, но выполнен и цель моей работы с детьми за год в этом направлении достигнута!
Подытоживая, хочется сказать, что ребенок с помощью художественной литературы учится разбираться в своих чувствах, а чувства человеку позволяют испытать радость и удовлетворение после совершение нравственного поступка или заставляют испытывaть угрызения сoвести, eсли нравствeнные нормы были нaрушeны. Основа таких чувств как раз закладывается в детстве, и нaша зaдaча помочь нашим детям. Помочь добиваться формирования ясной для ребенка системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие, наоборот, одобряемы и желательны. Правильное духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения или порицания понятным для него языком.
Читайте, беседуйте с детьми, не торопитесь, и все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерий 2.3.4 Обобщение педагогического опыта по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
свидетельство область...
План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....
План самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка нач...
план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта...
План по самообразовани:«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...