план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка (младшая группа)
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Огонек».
План самообразования
Воспитателя
Ларионенковой Людмилы Александровны
на тему
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Сафоново2019г.
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Актуальность выбранной темы
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | Октябрь-май | Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). |
Ноябрь | Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | |
Январь | Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному. | Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | |
Февраль | Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». | Чтение и беседы по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». | |
Март | Подготовка к проведению досуга. | Досуг «Сказочная страна» | |
Апрель | Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие на тему «В гостях у сказки». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Выявить отношение к чтению в семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской художественной литературы. | Анкетирование «Воспитание с помощью книг» |
Октябрь | Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | Папка-передвижка в родительском уголке. | |
Ноябрь | Индивидуальная работа с родителями. | Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой». | |
Январь | Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов. | Круглый стол «Книга – лучший воспитатель» | |
Март | Сбор информации, подготовка памяток. | Памятки «Что читать дошколятам?» | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» | |
Самореализация | Сентябрь | Составление плана работы, подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, составление картотеки нравственно-этических бесед. | План работы по самообразованию, список художественной литературы для чтения детям, картотеки нравственно-этических бесед. |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» | Выступление на педсовете. | |
Февраль | Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?» | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы
Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....
Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...
Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...
План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность выбранной темы: Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...
Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"
quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...