Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
статья

ЦУКАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями  дошкольников раннего возраста в ДОО будет успешным, если: - учитываются и используются разнообразные формы работы с родителями. Педагог и родители – партнёры в общем, важном и нелёгком деле – воспитании детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями,  способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 

 

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Социализация маленького ребёнка начинается с семьи. А затем это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том, отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают в пользу детского сада. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учиться жить в обществе.

Процесс поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию происходит, как правило, с трудом. И это касается не только детей, но и их родителей.   У родителей возникает тревожность, беспокойство за своего малыша.  Эмоциональная реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет ситуацию. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует закрытость дошкольных учреждений.  У родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам дошкольной образовательной организации, усиливается чувство тревоги и ожидание чего - то плохого. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют  рекомендации сотрудников детского сада, часто создают конфликтные ситуации. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи затягивается на неопределённый срок.

Вопросы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации  рассматривались в работах Н.М. Аксариной, Р. В. Танковой-Ямпольской, Н. Ватутиной и других.  Авторы единодушно пришли к выводу, что в период адаптации  немаловажная роль отводится работе воспитателя с семьей ребенка.

Если родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация ребёнка пройдёт быстрее и легче. Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования сформулирована задача по организации работы с семьей, которая предполагает  обеспечение согласованности действий родителей и воспитателей, общности подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Для решения этой задачи в педагогической практике разработаны разные формы взаимодействия с семьей, которые можно разделить на следующие направления: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационно-аналитическим относятся: проведение анкетирования, опросов, «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. В это время организуется первичное знакомство с родителями малыша, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Используя анкеты, опросники можно получить информацию о привычках ребенка, его интересах. В дальнейшем такая информация поможет лучше найти подход к малышу, учесть его индивидуальные особенности, по возможности смягчить процесс адаптации ребенка к детскому саду. Эти формы работы позволяют педагогам выяснить образовательные потребности родителей, установить с ними контакт.

Познавательные формы работы –  к ним мы относим: консультации, родительские собрания, семинары, круглые столы. Основная цель этих мероприятий - повышении психолого -педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Эти формы работы могут так же успешно использоваться в период адаптации детей раннего возраста.

 Наиболее целесообразно в группах раннего возраста проведение индивидуальных консультаций и беседы с родителями. Так как процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, то и рекомендации, которые может дать воспитатель, медицинский работник, психолог должны быть индивидуальными. Эта форма работы активно используется в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Но мы можем предположить, что  консультации для родителей целесообразно проводить еще до поступления детей в группу детского сада. В ходе  таких консультаций  можно познакомить родителей с тем, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Например,  для родителей вновь поступающих детей можно провести  консультацию по теме: «Адаптируемся вместе». В ходе консультации можно  познакомить родителей с понятием адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению, обозначить основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, и наметить пути их решения. Выработать  стратегию адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, а затем и в группе детского сада. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека. 

Одной из важных форм этого направления являются родительские собрания. Родительское собрание, как правило, посвящается важной теме, соответствующей углубленной работе в группе, решение которой возможно при объединении усилий педагогов и родителей. Например, можно спланировать проведение  родительского собрания на тему:  «В детский сад без слёз!». На таком собрании  можно обсудить условия успешного прохождения детьми адаптационного периода и наладить взаимодействие сотрудников  дошкольной образовательной организации  с родителями, установить партнерские отношения, снизить эмоциональное напряжение.

Педагогический семинар для родителей. Эта форма работы предполагает не только знакомство с теорией рассматриваемого вопроса, но и практические задания для его участников. Данный вид работы проводится не очень часто. Для родителей детей, посещающих группы раннего возраста это могут быть семинары – практикумы, например одно из интересных направлений  «Путешествие в страну Сенсорику»,  где в игре-путешествии пройдёт работа по обогащению родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста.

Круглый стол – эта форма работы, предполагающая общение родителей и педагогов, родителей и родителей и т.д. по важной для них теме. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например "Организация развития речи детей раннего возраста в семье", где происходит вовлечение родителей в  совместное с детьми общение. 

«Дни открытых дверей». Эта форма работы не очень актуальна для групп раннего возраста. Однако, она может быть использована на этапе предшествующим поступлению ребенка в детский сад, когда родители вместе с малышом могут прийти и посмотреть прогулку детей, посещающих группу. Таким образом ребенок заранее может уже увидеть обстановку детского сада и в дальнейшем освоение  пространства детского сада не будет для него  новым.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. К таким мероприятиям в группах раннего возраста мы относим праздники. Не сразу родители становятся полноправными участниками таких мероприятий. Это обусловлено возрастом детей. Но по мере адаптации малышей эта форма работы активно используется.

Наглядно - информационные формы  играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Главная задача наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с содержанием и методами работы с детьми раннего возраста.

Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде буклетов, листовок, памяток, групповой  газеты детского сада. Тематика должна соответствовать характеристике развития детей данного возраста, задачам обучения в конкретной возрастной группе.

На стендах для родителей целесообразно помещать  советы, как интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать совместную творческую деятельность.  Можно предложить родителям памятки -  рекомендации, папки – передвижки, это поможет активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержит их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Современным способом общения педагогов и родителей является сайт дошкольной образовательной организации,  группового сайта, страничка в социальных сетях. 

В наше время у всех родителей есть возможность получить доступ к информации. Посредством этих средств коммуникации родители могут получить необходимую педагогическую информацию, увидеть своего малыша в процессе организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий. Своевременно получить важные уведомления. Благодаря современным средствам коммуникации устанавливается связь: педагог – родитель, родитель – родитель, родитель – ребенок.

Итак, можно сделать вывод, что использование разных форм взаимодействия с семьей может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...

Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"

Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

     При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка в...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление довери­тельного делового ко...

«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУАдаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процессприспособления организма, которые происходят на разных уров...