Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
статья
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО будет успешным, если: - учитываются и используются разнообразные формы работы с родителями. Педагог и родители – партнёры в общем, важном и нелёгком деле – воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Формы работы с родителями. | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Социализация маленького ребёнка начинается с семьи. А затем это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том, отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают в пользу детского сада. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учиться жить в обществе.
Процесс поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию происходит, как правило, с трудом. И это касается не только детей, но и их родителей. У родителей возникает тревожность, беспокойство за своего малыша. Эмоциональная реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет ситуацию. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует закрытость дошкольных учреждений. У родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам дошкольной образовательной организации, усиливается чувство тревоги и ожидание чего - то плохого. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют рекомендации сотрудников детского сада, часто создают конфликтные ситуации. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи затягивается на неопределённый срок.
Вопросы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации рассматривались в работах Н.М. Аксариной, Р. В. Танковой-Ямпольской, Н. Ватутиной и других. Авторы единодушно пришли к выводу, что в период адаптации немаловажная роль отводится работе воспитателя с семьей ребенка.
Если родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация ребёнка пройдёт быстрее и легче. Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в дошкольную образовательную организацию.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования сформулирована задача по организации работы с семьей, которая предполагает обеспечение согласованности действий родителей и воспитателей, общности подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Для решения этой задачи в педагогической практике разработаны разные формы взаимодействия с семьей, которые можно разделить на следующие направления: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
К информационно-аналитическим относятся: проведение анкетирования, опросов, «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. В это время организуется первичное знакомство с родителями малыша, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Используя анкеты, опросники можно получить информацию о привычках ребенка, его интересах. В дальнейшем такая информация поможет лучше найти подход к малышу, учесть его индивидуальные особенности, по возможности смягчить процесс адаптации ребенка к детскому саду. Эти формы работы позволяют педагогам выяснить образовательные потребности родителей, установить с ними контакт.
Познавательные формы работы – к ним мы относим: консультации, родительские собрания, семинары, круглые столы. Основная цель этих мероприятий - повышении психолого -педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Эти формы работы могут так же успешно использоваться в период адаптации детей раннего возраста.
Наиболее целесообразно в группах раннего возраста проведение индивидуальных консультаций и беседы с родителями. Так как процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, то и рекомендации, которые может дать воспитатель, медицинский работник, психолог должны быть индивидуальными. Эта форма работы активно используется в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Но мы можем предположить, что консультации для родителей целесообразно проводить еще до поступления детей в группу детского сада. В ходе таких консультаций можно познакомить родителей с тем, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Например, для родителей вновь поступающих детей можно провести консультацию по теме: «Адаптируемся вместе». В ходе консультации можно познакомить родителей с понятием адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению, обозначить основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, и наметить пути их решения. Выработать стратегию адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, а затем и в группе детского сада. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Одной из важных форм этого направления являются родительские собрания. Родительское собрание, как правило, посвящается важной теме, соответствующей углубленной работе в группе, решение которой возможно при объединении усилий педагогов и родителей. Например, можно спланировать проведение родительского собрания на тему: «В детский сад без слёз!». На таком собрании можно обсудить условия успешного прохождения детьми адаптационного периода и наладить взаимодействие сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями, установить партнерские отношения, снизить эмоциональное напряжение.
Педагогический семинар для родителей. Эта форма работы предполагает не только знакомство с теорией рассматриваемого вопроса, но и практические задания для его участников. Данный вид работы проводится не очень часто. Для родителей детей, посещающих группы раннего возраста это могут быть семинары – практикумы, например одно из интересных направлений «Путешествие в страну Сенсорику», где в игре-путешествии пройдёт работа по обогащению родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста.
Круглый стол – эта форма работы, предполагающая общение родителей и педагогов, родителей и родителей и т.д. по важной для них теме. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например "Организация развития речи детей раннего возраста в семье", где происходит вовлечение родителей в совместное с детьми общение.
«Дни открытых дверей». Эта форма работы не очень актуальна для групп раннего возраста. Однако, она может быть использована на этапе предшествующим поступлению ребенка в детский сад, когда родители вместе с малышом могут прийти и посмотреть прогулку детей, посещающих группу. Таким образом ребенок заранее может уже увидеть обстановку детского сада и в дальнейшем освоение пространства детского сада не будет для него новым.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. К таким мероприятиям в группах раннего возраста мы относим праздники. Не сразу родители становятся полноправными участниками таких мероприятий. Это обусловлено возрастом детей. Но по мере адаптации малышей эта форма работы активно используется.
Наглядно - информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Главная задача наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с содержанием и методами работы с детьми раннего возраста.
Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде буклетов, листовок, памяток, групповой газеты детского сада. Тематика должна соответствовать характеристике развития детей данного возраста, задачам обучения в конкретной возрастной группе.
На стендах для родителей целесообразно помещать советы, как интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать совместную творческую деятельность. Можно предложить родителям памятки - рекомендации, папки – передвижки, это поможет активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержит их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Современным способом общения педагогов и родителей является сайт дошкольной образовательной организации, группового сайта, страничка в социальных сетях.
В наше время у всех родителей есть возможность получить доступ к информации. Посредством этих средств коммуникации родители могут получить необходимую педагогическую информацию, увидеть своего малыша в процессе организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий. Своевременно получить важные уведомления. Благодаря современным средствам коммуникации устанавливается связь: педагог – родитель, родитель – родитель, родитель – ребенок.
Итак, можно сделать вывод, что использование разных форм взаимодействия с семьей может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"
Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка в...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление доверительного делового ко...
«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУАдаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процессприспособления организма, которые происходят на разных уров...
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Адаптация к детскому саду у детей 2-3 года...