Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
статья (младшая группа) на тему
В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организацию в возрасте 3 лет, то сейчас в связи с экономической и социальной ситуацией в мире в детский сад стали принимать малышей с 1, 5 лет. Мамы стремятся побыстрее выйти на работу, построить карьеру, быть не зависимыми в финансовом плане от мужа. Из-за этих и других факторов, часто родители стремятся к тому, чтобы оставить ребенка в первое же время в детском саду на весь день. Они не понимают, что этим они могут навредить своему ребенку, могут усложнить привыкание к детскому саду. Если родители отдали своего малыша в возрасте 1, 5 лет в дошкольную организацию, то адаптация для этого ребенка тоже имеет свои особенности и правила которым необходимо следовать.
Конечно, несмотря на данную проблему, адаптация детей в возрасте 3 лет проходит намного лучше, потому что:
- на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами;
- словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов, что позволяет лучше понять ребенка, если он что-то хочет сказать;
- на третьем году жизни ребенок углубляет свои знания в предметной деятельности, а ведущей деятельностью становится – игровая (через игру, ребенок учится моделям поведения в разных ситуациях, учится обследовать мир, запоминает цвета и формы) ;
- у детей к трем годам появляется интерес к сверстникам;
- ребенок в 3 года привязан к матери, но не так сильно как в 1, 5 года.
Но также и в возрасте трех лет, бывает и сложная адаптация у ребенка:
- нарушение настроения;
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- нарушение иммунитета: вследствие стресса у малыша страдает иммунная система. Они начинают часто болеть ОРВИ, легко заражаются друг от друга;
- нарушение поведения.
Изучая данную проблему, можно выделить работы таких авторов как:
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста.
2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям.
3. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье
4. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.
5. Соколовская, Н. В., Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации.
Теоретическое изучение данных работ позволило выделить понятие адаптации, от которого мы отталкиваемся в своей работе и, исходя из этого, мы выделили особенности адаптации детей к условиям ДОО в возрасте 3 лет и особенности адаптации детей раннего возраста.
Выделяют три фазы адаптации детей 3 лет к условиям дошкольной организации:
1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Внутренний мир ребенка 3 лет начинает наполняться противоречиями:
- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справиться без взрослого;
- ребенок любит близких, но он не может, не злится из-за ограничения его свободы.
В 3 года ребенок переживает мощный возрастной кризис.
Особенностями адаптации детей в возрасте 1, 5 лет, к условиям дошкольной образовательной организации являются:
1. Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течение 1-2 месяцев: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
2. Адаптация средней тяжести – все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, происходит снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.
3. Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений. Тяжелая адаптация подразделяется на два вида:
- повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на состоянии организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития;
- длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, нарушение сна – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет агрессию или уединяется. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние нарушено. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно.
На основании изучения научных работ Баркан А. И. и Бондаревской Е. В. нами были выделены, следующие показатели успешной адаптации:
- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;
- отсутствие реакций страха;
- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к игре, к окружающим, к изобразительной деятельности) ;
- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в контакт, приглашает играть) ;
- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие излишней возбудимости;
- сон (спокойный, глубокий) ;
- аппетит (хороший) .
Исходя из этого, мы поставили задачу:
- Изучить опыт взаимодействия современного детского сада и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
После изучения документации и наблюдения за педагогами групп раннего возраста, мы выявили, что в целом проблемой адаптации детей раннего возраста в детских сада не занимаются.
Изучая научные работы, были выделены формы, методы и педагогические условия адаптации.
Этапы адаптации по Соколовской Н. В. :
1 этап. Подготовитeльный (апрель-май) .
2 этап. Нaблюдение (июнь-август) .
3 этап. Анaлиз и выводы (сентябрь-октябрь) .
Осoбенностями первого этапа выступают работа с родителями и организация медико-психолого-педагогической службы в период адаптации ребенка.
Цели и задачи второго этапа:
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- нaблюдение за детьми в период адаптации;
- организация консультаций для родителей;
- разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
- оформление листoв адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.
Цели и задачи третьего этапа:
- обрaботка результатов: анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития;
- выявление детей с тяжелой степенью адаптации;
- индивидуальная работа с детьми;
- рекомендации рoдителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми;
- внесение изменений в сущeствующую модель работы.
В процессе адаптации ребенка в ДОО также используют такие формы и способы адаптации детей как:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
4. Сказкотерапия .
5. Музыкальные занятия и развитие движений.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста:
- приближение домашнего режима дня к режиму детского сада;
- приучение ребенка к процедурам питания, использованные детским садом;
- активное участие родителей в адаптационном процессе;
- полная осведомленность о ребенке и его семье;
- взаимодействие: родители – педагог - ребенок;
- учет индивидуальных психологических особенностей;
- совместная игровая деятельность;
- приучать ребенка к новым условиям детского сада постепенно;
- использование интерактивных форм взаимодействия с родителями;
- осуществление адресного педагогического просвещения (на основе индивидуальных запросов и потребностей) .
При изучении данной проблемы были проведены исследования в ДОО № г. Новокузнецка и в ДОО № поселка Краснобродского.
При исследовании адаптационного процесса детей в детском саду № г. Новокузнецк, были выявлены положительные стороны как:
- организация консультаций и родительских собраний по теме «Адаптация к условиям детского сада» также в группах оборудован родительский уголок по данной теме, в котором родители могут найти полезную информацию для себя и своего ребенка;
- использование такой документации как: протоколы родительских собраний, перспективный план с указанием проведения различных консультаций с родителями воспитанников и планируемых занятиях с детьми, «Табель посещаемости», «Карантинный журнал», листы адаптации;
- наличие информационного ресурса, где имеется блог для общения родителей, информация о ДОО и полезные ссылки для родителей и педагогов в сфере обучения и воспитания.
Отрицательные стороны процесса адаптации в ДОО №:
- отсутствие какой либо информации о адаптации к условиям детского сада в сети интернет;
- во время приема детей не используются художественные слова, вовлечение в игру либо других средств, для облегчения привыкания детей к условиям группы;
- в данной группе во время приема детей были использованы, лишь уговоры, брали детей на руки, показывали игрушки, либо усаживали за стол и давали книжки или настольные игры, такие методы часто приводили к тому, что ребенок начинал плакать, звать маму или отказывался играть.
Положительные стороны процесса адаптации в ДОО № поселка Краснобродского:
- использование разнообразной документации: листы адаптации, журнал «Протоколы родительских собраний», перспективное планирование, «Тетрадь посещения семьи», журнал «Работа с неблагополучными семьями», «Карта стула или карантинный журнал», тетрадь «Утро радостных встреч», «План воспитательно-образовательной работы с детьми», «Тетрадь движения», «Табель посещаемости»;
- знакомство воспитателя группы с ребенком еще до посещения группы, путем посещения семьи ребенка детского сада;
- в группе где проходит адаптация детей оборудован в приемной комнате уголок для родителей, где освещаются разнообразные темы воспитания детей, в том числе и процесс адаптации к условиям детского сада;
- организация консультаций и родительских собраний по различным темам;
- адресное решение проблем родителей, воспитатель вправе советоваться с заведующим детским садом, старшим воспитателем либо психологом как помочь в той или иной проблеме родителям воспитанников своей группы;
- наличие информационного ресурса в сети интернет, с разнообразной информацией по поводу процесса адаптации детей к ДОО, также присутствует форум для общения родителей, имеются фотографии групп;
- использование художественных слов, личного поручения ребенку, метода вовлечение в игру во время приема детей в группу, тем самым облегчая привыкание воспитанников к условиям детского сада.
Изучив и сравнив, условия организации адаптации в представленных дошкольных образовательных организациях, нами была разработана некая модель создания условий в период адаптации к ДОО:
1. Разработать личную страничку на сайте детского сада для каждого воспитанника в период адаптации к дошкольной организации. На данной странице должно быть: фото ребенка, фото воспитателей, фото, как ребенок провел день (обновляется каждый день, информация о ребенке, появившиеся проблемы в период адаптации, способы решения этих проблем, полезные статьи для родителей.
На личную страницу ребенка с целью конфиденциальности информации и защите прав, родителям дается уникальный код, с помощью которого только они могут зайти на страницу своего ребенка. При утере личного кода, родители должны сообщить это воспитателю группы.
2. Установить в приемной группы электронную фото рамку, для показа фотографий детей, как прошел день. Фотографии должны быть строго отобраны, с учетом разрешения родителей на показ фото своего ребенка.
3. Рекомендовать детскому саду № изучение опыта взаимодействия родителей и дошкольной организации в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО №.
4. Детскому саду № следует ввести такую форму работы как, посещение семьи и работа с неблагополучными семьями и пополнить свою документацию: «Тетрадь посещения семьи», «Работа с неблагополучными семьями».
Методические рекомендации для воспитателей групп раннего возраста
1. Пополнить документацию в сфере адаптационного процесса: «Утро радостных встреч», рекомендованный документ может называться по-другому, но в нем должно подробно описываться как вести себя, и что делать с ребенком во время принятие его в группу, как вести себя, если ребенок плачет. В данном журнале, записываются все применяемые игры и художественные слова в адаптационный период.
2. Наполнить информацией «Уголок для родителей», касающейся адаптационного периода в приемной группы детского сада № и № .
3. Педагогам группы обоих детских садов, стараться осуществлять адресное решение вопросов поступающих от родителей в небольшой период времени.
4. Детскому саду № следует осуществлять работу с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
5. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, это поможет ребенку быстрее и без особых усилий адаптироваться к условиям группы.
6. Каждодневное пополнение информации на сайте дошкольной организации, в разделе свей группы.
7. Регулярно организовывать различные мастер классы, круглые столы, родительские собрания, клубы по интересам для родителей.
Методические рекомендации для родителей
1. Домашний режим дня, должен быть схож с режимом дня в детском саду, это ускорит привыкание к условиям дошкольной организации.
2. Стараться обращать внимания на информацию, предоставленную в приемной группы в «Уголке для родителей».
3. Следует ежедневно разговаривать с ребенком о детском саде, о том, что он может там делать, что увидит или увидел, что воспитатели в группе ему всегда помогут, если что-то понадобиться; напоминать, что мама его обязательно заберет домой. Такие разговоры с ребенком формируют у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
4. По каждому интересующему вопросу необходимо обращаться к воспитателю, не оставлять вопрос не решенным.
5. Стараться прислушиваться и выполнять советы воспитателя.
6. Стараться посещать все организуемые мероприятия для родителей, это поможет понять специфику дошкольной организации, поможет в решении возникающих проблем, данные мероприятия направлены на информирование родителей об успехах его ребенка, также для педагогической помощи в сфере общения с ребенком, понимания его страхов и капризов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_peredelka.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к дошкольной образовательной организации
В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организацию в возрасте 3 лет, то сейчас в связи с экономической и социальной ситуацией в мире в детский сад стали принимать малышей с 1,5 лет. Мамы стремятся побыстрее выйти на работу, построить карьеру, быть не зависимыми в финансовом плане от мужа. Из-за этих и других факторов, часто родители стремятся к тому, чтобы оставить ребенка в первое же время в детском саду на весь день. Они не понимают, что этим они могут навредить своему ребенку, могут усложнить привыкание к детскому саду. Если родители отдали своего малыша в возрасте 1,5 лет в дошкольную организацию, то адаптация для этого ребенка тоже имеет свои особенности и правила которым необходимо следовать.
Конечно, несмотря на данную проблему, адаптация детей в возрасте 3 лет проходит намного лучше, потому что:
- на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами;
- словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов, что позволяет лучше понять ребенка, если он что-то хочет сказать;
- на третьем году жизни ребенок углубляет свои знания в предметной деятельности, а ведущей деятельностью становится – игровая (через игру, ребенок учится моделям поведения в разных ситуациях, учится обследовать мир, запоминает цвета и формы);
- у детей к трем годам появляется интерес к сверстникам;
- ребенок в 3 года привязан к матери, но не так сильно как в 1,5 года.
Но также и в возрасте трех лет, бывает и сложная адаптация у ребенка:
- нарушение настроения;
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- нарушение иммунитета: вследствие стресса у малыша страдает иммунная система. Они начинают часто болеть ОРВИ, легко заражаются друг от друга;
- нарушение поведения.
Изучая данную проблему, можно выделить работы таких авторов как:
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста.
2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям.
3. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье
4. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.
5. Соколовская, Н. В., Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации.
Теоретическое изучение данных работ позволило выделить понятие адаптации, от которого мы отталкиваемся в своей работе и, исходя из этого, мы выделили особенности адаптации детей к условиям ДОО в возрасте 3 лет и особенности адаптации детей раннего возраста.
Выделяют три фазы адаптации детей 3 лет к условиям дошкольной организации:
1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Внутренний мир ребенка 3 лет начинает наполняться противоречиями:
- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справиться без взрослого;
- ребенок любит близких, но он не может, не злится из-за ограничения его свободы.
В 3 года ребенок переживает мощный возрастной кризис.
Особенностями адаптации детей в возрасте 1, 5 лет, к условиям дошкольной образовательной организации являются:
1. Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течение 1-2 месяцев: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
2. Адаптация средней тяжести – все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, происходит снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.
3. Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений. Тяжелая адаптация подразделяется на два вида:
- повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на состоянии организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития;
- длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, нарушение сна – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет агрессию или уединяется. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние нарушено. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно.
На основании изучения научных работ Баркан А.И. и Бондаревской Е.В. нами были выделены, следующие показатели успешной адаптации:
- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;
- отсутствие реакций страха;
- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к игре, к окружающим, к изобразительной деятельности);
- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в контакт, приглашает играть);
- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие излишней возбудимости;
- сон (спокойный, глубокий);
- аппетит (хороший).
Исходя из этого, мы поставили задачу:
- Изучить опыт взаимодействия современного детского сада и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
После изучения документации и наблюдения за педагогами групп раннего возраста, мы выявили, что в целом проблемой адаптации детей раннего возраста в детских сада не занимаются.
Изучая научные работы, были выделены формы, методы и педагогические условия адаптации.
Этапы адаптации по Соколовской Н.В.:
1 этап. Подготовитeльный (апрель-май).
2 этап. Нaблюдение (июнь-август).
3 этап. Анaлиз и выводы (сентябрь-октябрь).
Осoбенностями первого этапа выступают работа с родителями и организация медико-психолого-педагогической службы в период адаптации ребенка.
Цели и задачи второго этапа:
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- нaблюдение за детьми в период адаптации;
- организация консультаций для родителей;
- разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
- оформление листoв адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.
Цели и задачи третьего этапа:
- обрaботка результатов: анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития;
- выявление детей с тяжелой степенью адаптации;
- индивидуальная работа с детьми;
- рекомендации рoдителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми;
- внесение изменений в сущeствующую модель работы.
В процессе адаптации ребенка в ДОО также используют такие формы и способы адаптации детей как:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
4. Сказкотерапия .
5. Музыкальные занятия и развитие движений.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста:
- приближение домашнего режима дня к режиму детского сада;
- приучение ребенка к процедурам питания, использованные детским садом;
- активное участие родителей в адаптационном процессе;
- полная осведомленность о ребенке и его семье;
- взаимодействие: родители – педагог - ребенок;
- учет индивидуальных психологических особенностей;
- совместная игровая деятельность;
- приучать ребенка к новым условиям детского сада постепенно;
- использование интерактивных форм взаимодействия с родителями;
- осуществление адресного педагогического просвещения (на основе индивидуальных запросов и потребностей).
При изучении данной проблемы были проведены исследования в ДОО №65 г. Новокузнецка и в ДОО №56 поселка Краснобродского.
При исследовании адаптационного процесса детей в детском саду № 65 «Семицветик» г. Новокузнецк, были выявлены положительные стороны как:
- организация консультаций и родительских собраний по теме «Адаптация к условиям детского сада» также в группах оборудован родительский уголок по данной теме, в котором родители могут найти полезную информацию для себя и своего ребенка;
- использование такой документации как: протоколы родительских собраний, перспективный план с указанием проведения различных консультаций с родителями воспитанников и планируемых занятиях с детьми, «Табель посещаемости», «Карантинный журнал», листы адаптации;
- наличие информационного ресурса, где имеется блог для общения родителей, информация о ДОО и полезные ссылки для родителей и педагогов в сфере обучения и воспитания.
Отрицательные стороны процесса адаптации в ДОО №65:
- отсутствие какой либо информации о адаптации к условиям детского сада в сети интернет;
- во время приема детей не используются художественные слова, вовлечение в игру либо других средств, для облегчения привыкания детей к условиям группы;
- в данной группе во время приема детей были использованы, лишь уговоры, брали детей на руки, показывали игрушки, либо усаживали за стол и давали книжки или настольные игры, такие методы часто приводили к тому, что ребенок начинал плакать, звать маму или отказывался играть.
Положительные стороны процесса адаптации в ДОО №56 «Теремок» поселка Краснобродского:
- использование разнообразной документации: листы адаптации, журнал «Протоколы родительских собраний», перспективное планирование, «Тетрадь посещения семьи», журнал «Работа с неблагополучными семьями», «Карта стула или карантинный журнал», тетрадь «Утро радостных встреч», «План воспитательно-образовательной работы с детьми», «Тетрадь движения», «Табель посещаемости»;
- знакомство воспитателя группы с ребенком еще до посещения группы, путем посещения семьи ребенка детского сада;
- в группе где проходит адаптация детей оборудован в приемной комнате уголок для родителей, где освещаются разнообразные темы воспитания детей, в том числе и процесс адаптации к условиям детского сада;
- организация консультаций и родительских собраний по различным темам;
- адресное решение проблем родителей, воспитатель вправе советоваться с заведующим детским садом, старшим воспитателем либо психологом как помочь в той или иной проблеме родителям воспитанников своей группы;
- наличие информационного ресурса в сети интернет, с разнообразной информацией по поводу процесса адаптации детей к ДОО, также присутствует форум для общения родителей, имеются фотографии групп;
- использование художественных слов, личного поручения ребенку, метода вовлечение в игру во время приема детей в группу, тем самым облегчая привыкание воспитанников к условиям детского сада.
Изучив и сравнив, условия организации адаптации в представленных дошкольных образовательных организациях, нами была разработана некая модель создания условий в период адаптации к ДОО:
1. Разработать личную страничку на сайте детского сада для каждого воспитанника в период адаптации к дошкольной организации. На данной странице должно быть: фото ребенка, фото воспитателей, фото, как ребенок провел день (обновляется каждый день), информация о ребенке, появившиеся проблемы в период адаптации, способы решения этих проблем, полезные статьи для родителей.
На личную страницу ребенка с целью конфиденциальности информации и защите прав, родителям дается уникальный код, с помощью которого только они могут зайти на страницу своего ребенка. При утере личного кода, родители должны сообщить это воспитателю группы.
2. Установить в приемной группы электронную фото рамку, для показа фотографий детей, как прошел день. Фотографии должны быть строго отобраны, с учетом разрешения родителей на показ фото своего ребенка.
3. Рекомендовать детскому саду № 65 изучение опыта взаимодействия родителей и дошкольной организации в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО №56.
4. Детскому саду № 65 следует ввести такую форму работы как, посещение семьи и работа с неблагополучными семьями и пополнить свою документацию: «Тетрадь посещения семьи», «Работа с неблагополучными семьями».
Методические рекомендации для воспитателей групп раннего возраста
1. Пополнить документацию в сфере адаптационного процесса: «Утро радостных встреч», рекомендованный документ может называться по-другому, но в нем должно подробно описываться как вести себя, и что делать с ребенком во время принятие его в группу, как вести себя, если ребенок плачет. В данном журнале, записываются все применяемые игры и художественные слова в адаптационный период.
2. Наполнить информацией «Уголок для родителей», касающейся адаптационного периода в приемной группы детского сада № 65 и № 56.
3. Педагогам группы обоих детских садов, стараться осуществлять адресное решение вопросов поступающих от родителей в небольшой период времени.
4. Детскому саду №65 следует осуществлять работу с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
5. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, это поможет ребенку быстрее и без особых усилий адаптироваться к условиям группы.
6. Каждодневное пополнение информации на сайте дошкольной организации, в разделе свей группы.
7. Регулярно организовывать различные мастер классы, круглые столы, родительские собрания, клубы по интересам для родителей.
Методические рекомендации для родителей
1. Домашний режим дня, должен быть схож с режимом дня в детском саду, это ускорит привыкание к условиям дошкольной организации.
2. Стараться обращать внимания на информацию, предоставленную в приемной группы в «Уголке для родителей».
3. Следует ежедневно разговаривать с ребенком о детском саде, о том, что он может там делать, что увидит или увидел, что воспитатели в группе ему всегда помогут, если что-то понадобиться; напоминать, что мама его обязательно заберет домой. Такие разговоры с ребенком формируют у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
4. По каждому интересующему вопросу необходимо обращаться к воспитателю, не оставлять вопрос не решенным.
5. Стараться прислушиваться и выполнять советы воспитателя.
6. Стараться посещать все организуемые мероприятия для родителей, это поможет понять специфику дошкольной организации, поможет в решении возникающих проблем, данные мероприятия направлены на информирование родителей об успехах его ребенка, также для педагогической помощи в сфере общения с ребенком, понимания его страхов и капризов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»
ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема самообразования«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учрежде...
«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Рабочая программа по психологии...
Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"
Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО буде...
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка в...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление доверительного делового ко...
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Адаптация к детскому саду у детей 2-3 года...