ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
статья
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_psihologo.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Адаптация – в целом понятие очень широкое. Оно определяется как процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия и включает в себя значительный массив проблем: биолого-медицинских, психологических, социальных и других.
Говоря о биологической адаптации, следует отметить, что само рождение ребенка уже требует адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях. Так же, как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в постнатальном периоде развития.
При нормальном развитии уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Социальная адаптация представляет собой приспособление личности к новой социальной среде. В связи с этим адаптацию в ДОУ можно отнести к социальной, так как для ребенка детский сад является новой социальной средой со своими законами, правилами, нормами. При этом адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ сопровождается переменой социальной ситуации развития.
Важность периода адаптации обусловлена, по мнению В.Н.Белкиной и Л.В.Белкиной, тем, что положительный опыт адаптации в дошкольном учреждении помогает малышу адаптироваться и в быстроизменяющемся социуме, создает для дальнейшего развития личности ребенка благоприятные предпосылки. Авторы отмечают, что социальная адаптация детей представляет собой процесс активного освоения ими социальной среды, усвоения адекватных форм поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими и развитие самого ребенка в данной среде. Сущность адаптации состоит, таким образом, «в обеспечении процесса развития личности».
Адаптация, по мнению Н.М. Аксариной, в первую очередь является «проблемой медико-педагогической». По мнению автора, решение данной проблемы требует создания ряда условий, в числе которых высокий уровень медицинского обслуживания, организация эффективного воспитательного процесса, удовлетворение потребности малышей в общении, постоянное взаимодействие родителей и специалистов, занимающихся общественным воспитанием.
В процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ немалую роль играют их специфические возрастные особенности. Для раскрытия темы данной работы особый интерес представляют особенности развития детей 2-го года жизни.
Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. Ребенок активно овладевает самостоятельной ходьбой. На втором году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В раннем возрасте происходит активное овладение собственным телом. Общее овладение телом, прямохождение, дифференцированные ручные действия – достижения в психическом и физическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия, удовлетворенности собой.
Ранний возраст – период бурного речевого развития. Большие успехи делает ребенок в овладении родной речью, произношение становится более правильным. Самое важное в изменении речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя предметы окружающего мира. Интенсивно развивается и активный словарь.
В развитии психических функций ребенка раннего возраста доминирует восприятие. Ребенок максимально связан с наличной ситуацией, все его поведение импульсивно; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает.
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, ребенок не способен солгать, что-то выдумать. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное.
Мышление в этот возрастной период – наглядно-действенное. Источник интеллектуального развития – предметная деятельность. Во взаимодействии со взрослым ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами.
В этом возрасте, по данным В.С. Мухиной, эмоциональность ребенка связана с процессом восприятия. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.
А.Д. Зуева отмечает, что причиной гнева или плача может быть и «…отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами, ревность к брату или сестре и т.п.».
Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств - способности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. В возрасте около 18—20 месяцев у детей, по данным В.С. Мухиной, возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего, по данным автора, детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати.
Ребенок раннего возраста, как отмечает М.В. Гамезо, в общении с другими детьми эгоцентричен, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого.
Сложность общения с детьми раннего возраста заключается в том, что дети этого возраста выразить словом свои физиологические состояния, желания, чувства не могут. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Е.В. Жердева отмечает, что ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого, ребенок эгоцентричен.
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.
Развитие эмоциональной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Л.С. Выготский отмечает, что примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять, как отмечает Т.В.Габай, уже двухлетние дети.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств - способности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других.
Индивидуальные особенности детей в сфере общения имеют в период адаптации особое значение. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Н.Д. Ватутина отмечает, что опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, во многом определяет характер его адаптации к условиям детского сада, позволяет определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
С понятием адаптации тесно связано и понятие дезадаптации, которая характеризуется тем, что адаптация ребенка к условиям ДОУ затягивается, или совсем не происходит. Дезадаптация может проявляться в сложностях взаимоотношений детей со сверстниками и воспитателями, в нарушениях дисциплины, привести в дальнейшем к проблемам в учебной и игровой деятельности, к нарушениям в развитии ребенка и даже к комплексу психологических травм.
Таким образом, с поступлением ребенка раннего возраста в ДОУ в его жизни происходит множество изменений, к которым он должен приспособиться, то есть адаптироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем даль...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО буде...
Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Условия успешной адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению...