Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"
статья (младшая группа)
Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Механизм адаптации детей раннего возраста
к дошкольной образовательной организации.
Что такое адаптация?
Адаптация- способность организма приспосабливаться ребенку к новой среде и изменившимся условиям.
Приходя первый раз в детский сад, ребенок испытывает стрессовое состояние. Дома с родителями он чувствует себя спокойно и уверенно, а в детском саду меняются его жизненные условия. Ребенок включается в сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Ребенок вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых. Стрессовое состояние, в котором находится ребенок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями: переживанием, страхом, тревожностью , нарушением сна, ухудшением самочувствия, снижением аппетита, частую смену настроения. Родители не всегда осознают, что , приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и ребенок чувствует это.
Адаптационный процесс- это сложное явление, во время которого поведение ребенка может кардинально меняться. По мере5 привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
- Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетит ( норма по истечении 10 дней);
- неадекватные, эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
- Средняя адаптация:
Все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит (восстанавливаются в течение 20-40 дней);
- ориентировочная деятельность (20 дней);
- речевая активность (30-40 дней);
- эмоциональное состояние (30 дней);
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения приходит в норму за (30-35 дней);
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
- Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
- снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
- резким нарушением сна, ребенок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться;
- отмечается проявление агрессии;
- подавленное состояние в течении долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
- обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило дети заболевают в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4.Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, -стоит ли ребенку оставаться в детском саду именно в этом возрасте, возможно, стоит подождать. Однако как бы мы не готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Трудности в адаптации:
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда:
Ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желанием. Нарушен режим дня, повышен уровень тревожности у родителей. Наличие у ребенка своеобразных привычек, неумение ребенка занять себя игрушкой. Отсутствие у ребенка элементарных культурно-гигиенических навыков. Тип темперамента: ребенка флегматичный или меланхоличный (они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада. Не могут быстро собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой). Если ребенка наказывают «садиком» («Вот пойдешь в садик, там тебя заставят»).
Как адаптировать ребенка к детскому саду?
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, взрослым нужно создавать благоприятную, психологическую атмосферу вокруг ребенка.
Формировать позитивные установки на детский сад, положительное отношение к нему (рассказы ребенка, похвала). Вселить в ребенка чувство уверенности мамы, он автоматически начинает с большим доверием относиться к незнакомому месту. (Мама может сказать, что надо позвонить бабушке и рассказать какой Миша стал совсем большой и пошел в детский сад). Соблюдать режим дня в домашних условиях (сон-бодрствование, кормление и.т.д). Делать рацион питания дома схожим в детском саду. Давать с собой в сад любимую игрушку, так как это дает ребенку чувство безопасности. Читать сказки на ночь, играть совместные игры с ребенком дома в «Детский сад». Часто обнимать, поглаживать ребенка. Одевать максимально удобно в ту одежду, которую «не жалко» испачкать. Постепенно увеличивать время нахождения ребенка в детском саду. При этом маме не стоит постоянно находиться возле ребенка, иначе малыш привыкнет, что мама всегда рядом и когда она уйдет, начнет еще сильнее переживать. Родителям демонстрировать пример социального поведения (раз мама делает что-то для других детей, значит они тоже хорошие. Пример: поднимает упавшую игрушку другого малыша и.т.д).Не следует поощрять ребенка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если ребенок утром плачет при расставании с мамой, нужно проанализировать, может ему с папой, или с другими родственниками расставаться будет легче. Придумать ритуал прощания с ребенком, короткий, не затянутый (спокойный, убедительный, с указанием времени прихода «после обеда» и т.д). Встречать ребенка с правильным заданным вопросом: «Что тебе сегодня понравилось в детском саду?». Что тебя удивило в садике? С кем ты сегодня играл?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...
Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации...
тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации
Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Взаимодействие с семьёй в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации.
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вх...