«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
консультация (младшая группа)

Матвеенко Оксана Петровна

Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс

приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:

физиологическом, социальном, психологическом.

Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №9 «Малыш»

городского округа Ступино Московской области

Разработала: Матвеенко О.П.

воспитатель высшей

квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №9 «Малыш»

г. Ступино, Московской области

Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс

приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:

физиологическом, социальном, психологическом.

Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей.

Родители стали не только образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам

дошкольного учреждения. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми

центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитания ребенка.

 

Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и

страхи.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. 

 Система организации процесса адаптации детей раннего

возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,

направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период

адаптации

1.Родительские собрания.

2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.Посещения на дому.

5.Выставки.

6.Папки-передвижки.

7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9.Консультации.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,

который можно использовать как для конструирования;

- в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум и

принадлежности для работы с природным материалом;

- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на

полках, которые доступны детям.

- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или

отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие

игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации

успокаивающее и расслабляющее действие.

Вывод

Предполагаемый результат:

1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

2. Повышение педагогической грамотности родителей;

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;

4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. 

Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский

сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла и уюта в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе.

При отслеживании течения адаптации каждого ребенка и вовремя принятых мер по облегчению этого процесса, скорректированных воспитательных воздействий, удается достичь определенных результатов.

 При педагогическом сопровождении детей и их родителей можно сделать вывод, что четкая профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями  дошкольников раннего возраста в ДОО буде...

Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов  в воспитании ребё...

Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно...

Брошюра для родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28511811","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Брошюра д...