«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
консультация (младшая группа)
Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.
2. Повысить педагогическую культуру родителей.
3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №9 «Малыш»
городского округа Ступино Московской области
Разработала: Матвеенко О.П.
воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №9 «Малыш»
г. Ступино, Московской области
Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Создать целостную систему взаимодействия педагогов с родителями.
2. Повысить педагогическую культуру родителей.
3. Приобщить родителей к участию жизни детей детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду с учетом требований ФГОС ДО.
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей.
Родители стали не только образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам
дошкольного учреждения. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми
центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитания ребенка.
Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и
страхи.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Система организации процесса адаптации детей раннего
возраста в ДОУ.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период
адаптации
1.Родительские собрания.
2.Анкетирование.
3.Беседы.
4.Посещения на дому.
5.Выставки.
6.Папки-передвижки.
7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".
8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9.Консультации.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:
- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,
который можно использовать как для конструирования;
- в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум и
принадлежности для работы с природным материалом;
- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на
полках, которые доступны детям.
- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или
отдохнуть;
- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие
игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации
успокаивающее и расслабляющее действие.
Вывод
Предполагаемый результат:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
2. Повышение педагогической грамотности родителей;
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский
сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла и уюта в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе.
При отслеживании течения адаптации каждого ребенка и вовремя принятых мер по облегчению этого процесса, скорректированных воспитательных воздействий, удается достичь определенных результатов.
При педагогическом сопровождении детей и их родителей можно сделать вывод, что четкая профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...
Формы работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Презентация. Адаптация. Консультация для воспитателей...
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО буде...
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребё...
Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно...
Брошюра для родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28511811","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Брошюра д...