ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая группа)
Адаптация к детскому саду у детей 2-3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: детский сад, адаптация, воспитатель, ребенок, родители, взрослый.
Детский сад – новая ступень на жизненном пути практически каждого малыша. В этот возрастной период дети особенно чувствительны, привязаны к маме, к привычной домашней обстановке. Адаптация к условиям детского сада чаще всего проходит болезненно. Здесь, главная задача педагога помочь ребенку, что бы адаптационный период прошел как можно мягче. Залог успешной адаптации – это совместная работа «воспитатель – ребенок – родители». Сюда так же входят многие факторы: здоровья, развития нервной системы, коммуникативных навыков, навыков самообслуживания.
Термин «адаптация» (в переводе Аdaptatio - приспособление, прилаживание) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Детский сад и адаптация – два взаимосвязанных понятия. Процесс адаптации достаточно полезен для ребенка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни.
Что же представляет собой адаптация к детскому саду. Во – первых, она требует от ребенка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же, изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствие привычных взрослых;
- взаимодействие с другими ребятами;
- соблюдать режимные моменты детского сада,
- уменьшается количества времени на каждого ребенка, т. к. воспитатель одновременно общается со всей группой.
Так, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, таких как: нарушение сна, сниженный аппетит, апатия, агрессия и другие. Адаптация – сложный процесс, во время которого поведение ребенка может значительно меняться. По мере привыкания к детскому саду подобные проблемы пропадают или существенно сглаживаются.
Для того, что бы педагог получил информацию о степени «проблемности» ребенка, ему достаточно процесса первых наблюдений (это приблизительно 3-4 дня). В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Если процесс адаптации легкий, то укладывание на сон желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. Здесь педагогу нужно наблюдать, чувствовать, а так же принимать решение в зависимости от ситуации.
И так, выделим 3 степени адаптации и их основные особенности:
1. Легкая адаптация – 2 - 4 недели, характерен для большинства детей.
- ребенок без истерик идет в детский сад и заходит в группу;
- идет на контакт с ровесниками;
- имеет способность играть самостоятельно;
- умеет подстраиваться под распорядок дня;
- адекватно реагирует на замечания педагога;
- умение рассказывать о своих занятиях родителям.
2. Привыкание средней тяжести – срок не менее 1,5 месяцев, ребенок часто болеет и выражает негативные реакции.
- неохотно идет в детский сад;
- с трудом расстается с родителями;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- редко является зачинщиком ссор;
- общается с ребятами и педагогом.
3. Тяжелая адаптация – от 2 месяцев. Некоторые из детей проявляют открытую агрессию, отрицательную реакцию при посещении садика, некоторые уходят в себя.
- не имеет желания контактировать с детьми;
- слезы, истерики при расставании с родителями;
- нежелание принимать пищу, соблюдать режимные моменты детского сада;
- замкнутость;
- агрессивность.
Обычно к возрасту 3 лет малыши достаточно легко отпускают от себя родителей и прочих значимых взрослых, но все же есть ситуации, когда ребенок и родители - единый организм. Родителям необходимо приучать малыша к их отсутствию последовательно и заблаговременно.
Некоторые рекомендации родителям, как облегчить расставание с ребенком:
1. Старайтесь привлекать ребенка к родительскому отсутствию, если это возможно. Если ребенок имеет контакт с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
2. После этого познакомьте малыша со своими близкими друзьями. Пусть они поиграют с ним в присутствии родителей, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребенком легче будет отлучаться. Следующее - выход на улицу. Дайте понять ребенку, что мама или папа уйдут в магазин, пока например, бабушка или тетя будет читать интересную книгу. Не отпрашивайтесь у ребенка, а будьте уверены в своих действиях.
3. Не называйте ребенка плаксой, капризой и любыми другими неприятными для него словами. Лучше, как можно чаще говорите ему какой он у вас общительный, жизнерадостный ребенок.
Что не следует делать:
1. Обманывать ребенка.
2. Убегать от ребенка тайком, даже если ребенок в этот момент с привычным для него взрослым.
3. Не сравнивайте с другими ребятами.
4. Не наказывайте садиком.
5. Не отправляйте в детский сад заболевшего малыша.
6. Не рекомендовано поощрять ребенка игрушками и сладостями за то, что он позволяет вам уйти куда-либо. Вы можете придумать для вашей семьи облегчающие расставание ритуалы. Это может быть поцелуй мамы, «положенный» в кармашек, обоюдная улыбка или просто обнимание.
Будьте уверены, «отпустите» своего ребенка и примите этапное становление своего малыша в сформированного человека!
Список использованных источников
1. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 46-49.
2. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 172 с. – ISBN 5-691-00911-7. – Текст: непосредственный.
3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2017. - 336 с. - ISBN: 5-7695-0034-4. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"
Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО буде...
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка в...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление доверительного делового ко...