Программа дополнительного образования "Мастерилка"
рабочая программа (средняя группа)
Программа по ручному труду "Мастерилка" разработана для детей пятого года жизни. В рамках программы ребята научатся изготавливать поделки из природного и бросового материалов, познакомятся с нетрадиционными техниками рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_terehanovoy_2021.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета МАДОУ детский сад № 50 «28» августа 2021г. Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина Приказ № …….от ………… г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАСТЕРИЛКА»
для детей четырех лет
Срок реализации 1 год
Автор разработчик: Тереханова И.А.
воспитатель
г. Ревда, 2021 год
Пояснительная записка
Направленность | Социально-педагогическая направленность, творческое развитие |
Актуальность | Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. |
Отличительные особенности | Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. |
Адресат общеразвивающей программы | Программа разработана для детей 4 лет. У детей четырех лет активно развивается изобразительная деятельность, совершенствуется и ее техническая сторона, формируется умение вырезать ножницами. Усложняется конструирование, формируются навыки конструирования по собственному замыслу. Начинает развиваться образное мышление. Количество детей, осваивающих программу – 18. |
Режим занятий | Занятия кружка проводятся один раз в неделю по подгруппам. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий 20 минут. |
Объем | Объем программы 35 часов. |
Срок освоения | 1 год |
Уровень | Стартовый (минимальная сложность освоения предлагаемого материала) |
Формы обучения | подгрупповая, индивидуальная и т.д |
Виды занятия | игра, мастер-класс, викторина, мастерская |
Формы подведения результатов | Беседа, выставка, презентация, творческий отчет, |
2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: создать условия для формирования всесторонне эстетически развитой творческой личности, способствовать развитию творческих способностей и воображения детей в процессе совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- дети освоят способы самостоятельного создания поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;
- у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;
- в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
- сформированы технические умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов).
Задачи:
- Обучающие: изготавливать поделки из природного и бросового материала; использовать разные по фактуре материалы; обучение приемам работы с инструментами; обучение приемам и технологии изготовления композиций; учить технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами
- Развивающие: развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, речи, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
- Воспитательные: трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе; воспитывать желание достигать поставленные цели
3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Заготовка бросового и природного материала | 1 |
2 | Грибочки на полянке | 1 |
3 | Мухомор | 1 |
4 | Подсолнухи | 1 |
5 | Осенние деревья | 1 |
6 | Осенний лес | 1 |
7 | Листопад | 1 |
8 | Ветка рябины | 1 |
9 | Ежик | 1 |
10 | Зайчик | 1 |
11 | Цветы для мамы | 1 |
12 | Воробей | 1 |
13 | Лепим снеговика | 1 |
14 | Зимний лес | 1 |
15 | Рукавичка Деда Мороза | 1 |
16 | Гирлянда | 1 |
17 | Снеговик-великан. | 1 |
18 | Петушок из солёного теста | 1 |
19 | Медали | 1 |
20 | Рыбка | 1 |
21 | Валентинки | 1 |
22 | Открытка к 23 февраля | 1 |
23 | Солнышко | 1 |
24 | Цветы для мамы | 1 |
25 | Веточка мимозы | 1 |
26 | Угощение для гостей | 1 |
27 | Фоторамка | 1 |
28 | Началась капель | 1 |
29 | Пасхальное яйцо | 1 |
30 | Платье для куклы | 1 |
31 | Бусы для куклы | 1 |
32 | Салют к 9 мая | 1 |
33 | Весенние цветы | 1 |
34 | Чудо-дерево | 1 |
35 | Одуванчик | 1 |
Содержание учебного (тематического) плана
№№ | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | ||||
1 | Заготовка бросового и природного материала | Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок | Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы | |
2 | Грибочки на полянке | Аппликация из смятых салфеток | Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, сминать в форме плотного шарика, наклеивать на готовую форму. Воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику рук. | Картон с шаблонами грибов, разноцветные салфетки, клей, кисти. |
3 | Мухомор | Объемная поделка из втулок | Учить детей сворачивать бумагу конусом, склеивать края, наклеивать конус на втулку. | Втулки от бумаги, цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
4 | Подсолнухи | Аппликация из природных материалов | Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. | Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей |
Октябрь | ||||
5 | Осенние деревья | Конструирование из разных материалов. Экспериментирование с тканью, бросовым и природным материал. | Формировать умение конструировать деревья, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, формы. Изготовлять подставку (заполнять крышечку пластилином, украшать крупой, бисером), вставлять в подставку палочку –ствол дерева, на ней укреплять шар из пластилина. С помощью тонкой палочки вдавливать в шарик кусочки ткани, создавая крону дерева. | Пластилин, крышки от кефира, бутылок для лимонада, крупа (греча, рис и др. для декорирования подставки, палочка, кусочки ткани разного цвета квадратной формы) |
6 | Осенний лес | Рисование отпечатками листьев | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования отпечатками листьев. Развивать воображение, аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти листья деревьев. |
7 | Листопад | Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа. | Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | Ватман, сухие листья, клей, кисточки, салфетки. |
8 | Ветка рябины | Аппликация из смятых салфеток | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки |
Ноябрь | ||||
9 | Ежик | Поделка из пластилина и семечек | Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму. | Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки. |
10 | Зайчик | Аппликация из ваты | Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги. | Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки. |
11 | Цветы для мамы. | Конструирование из бумаги и трубочек для коктейля. Формировать умение составлять композицию из бумажных цветов и трубочек для коктейля, развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, художественный вкус | Вырезать цветы из бумаги разного цвета и размера, надевать их на трубочку от коктейля, кончик трубочки нарезать мелкой соломкой и отгибать, закрепляя цветок. Изготавливать несколько цветков , на стебле прикреплять лист из зелёной цветной бумаги. Лист картона согнуть пополам, на лицевой стороне сделать кармашек, приклеив его и укрепить в нём цветы. | Бумага,картон, трубочки для коктейля, ножницы, клёй. |
12 | Воробей | Аппликация из крупы | Познакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу. | Картонный шаблон дерева, шаблон воробья, гречка, рис, красный пластилин, глазки, клей, кисточки , салфетки. |
Декабрь | ||||
13 | Лепим снеговика | Скатывание бумаги | Учить мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу. | Салфетки белого цвета, клей ПВА, картон. |
14 | Зимний лес | Обрывная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки. |
15 | Рукавичка Деда Мороза | Аппликация | Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички | Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки. |
16 | Гирлянда | Конструирование из полосок бумаги | Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать... | Разноцветные полоски бумаги, клей, кисточки, пластилин |
Январь | ||||
17 | Снеговик-великан. | Аппликация из комочков салфеток | Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки, салфеток, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. | Контур снеговика, нарисованный на формате А3, белые, красные салфетки, клей. |
18 | Петушок из солёного теста.
| Тестопластика. | Учить создавать подвесное украшение петушка. Развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику Раскатывать тесто скалкой тонким слоем, вырезать петушка по трафарету, декорировать подвеску. | Солёное тесто, бисер, бусины, трафарет птички, стека, доска, скалка. |
19 | Медали | Лепка из соленого теста и рисование на нем. | Учим лепить из соленого теста круг, расплющивать его, проделывать вверху дырочку,, а затем украшать гуашью. | Соленое тесто, гуашь, кисточки |
Февраль | ||||
20 | Рыбка | Аппликация из круп | Продолжаем знакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу. | Голубой картон, шаблон рыбки, крупы (пшено, рис, гречка), клей, кисточки, салфетки. |
21 | Валентинки | Аппликация из комочков гофрированной бумаги | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации. Учить делать комочки из гофрированной бумаги. Учить наносить клей на шаблон и наносить комочек бумаги | Шаблон из картона сердце, нарезанные квадратики гофрированной бумаги красного цвета, клей, кисточки, салфетки, блеск для украшения |
22 | Открытка к 23 февраля | Аппликация | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. | Цветной картон голубого цвета, заготовки для аппликации кораблик, клей, кисточки, салфетки. |
23 | Солнышко | Коллективная аппликация из ладошек | Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон. | Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки. |
Март | ||||
24 | Цветы для мамы | Поделка из полосок бумаги | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на кружки цветные. | Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета. |
25 | Веточка мимозы | Скатывание бумаги | Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу. | Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон. |
26 | Угощение для гостей | Лепка из соленого теста | Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). | Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры. |
27 | Фоторамка | Аппликация кофейными зернами | Учить приклеивать зерна кофе на заготовленный шаблон | Картон, вырезанный в форме рамки для фотографии, кофейные зерна, клей, кисточки, салфетки. |
Апрель | ||||
28 | Началась капель | Коллективная обрывная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.. | Картон, с изображением весны, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки. |
29 | Пасхальное яйцо | Аппликация крупой | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой. | Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох). |
30 | Платье для куклы | Аппликация из кусочков ткани | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки. |
31 | Бусы для куклы | Моделирование из макарон и соломинок | Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока. |
Май | ||||
32 | Салют к 9 мая | Коллективная аппликация из конфетти | Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист бумаги. | Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки. |
33 | Весенние цветы | Конструирование из семян, бумаги и пластилина. | Коструировать цветы (ландышы) из проволоки (стебель), кусочка пластилина зелёного цвета и семян тыквы (лепестки); оформлять полянку с цветами: укреплять цветки на картоне зелёного цвета с помощью пластилина, прикреплять листочки из бумаги, траву (полоску бумаги зелёного цвета нарезать по краю соломкой и склеивать в кольцо). | Картон, бумага, семечки тыквы, пластилин зелёного цвета, проволока. |
34 | Чудо-дерево | Модульная аппликация | Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист. | Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки. |
35 | Одуванчик | Обрывная аппликация | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук. | Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея. |
4. Планируемые результаты
Условия реализации программы:
Материально техническое обеспечение | Реализация программы осуществляется в групповом помещении. Групповое помещение оборудовано мебелью, соответствующей возрасту и назначению. Для организации занятий используются следующие материалы: природный материал, бросовый материал, бумага, пластилин, клей, кисти, краски, наглядные пособия, иллюстрации. |
Информационное обеспечение | Аудио, фото, интернет источники |
Кадровое обеспечение | Программу реализует основной воспитатель |
Методические материалы | Программа и конспекты занятий «Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.В. Куцаковой, ТЦ Сфера, М 2005 г., учебно-методический комплекс «Детское художественное творчество» (пособие для воспитателей и родителей), Т.С.Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2005г., объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. /Сост. И.М. Петрова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003. |
5. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
- еженедельная выставка работ в группе;
- наиболее интересные работы детей будут участвовать в выставках в детском саду;
- регулярное презентование деятельности кружка родителям;
- участие лучших работ в конкурсах различного уровня.
Список литературы
1. Антипова М. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;
2. Броди В. «Зверюшки из бумаги», «Мой мир», М, 2008г.;
3. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;
4. Забавные поделки /сост.В.И. Федорова, М., «Мой мир», 2008г.
5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., «Мой мир», 2007г.
6. Лыкова И.А. «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.;
7. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
8. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт. – М., Айрис-пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...