«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка)
методическая разработка
В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.
Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию. Возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
(методическая разработка)
Выполнила воспитатель:
Лазаренко Наталья Юрьевна.
2020-2021 учебный год
п.г.т. Стройкерамика.
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.
Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию. Возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.
Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.
Рассмотрим, как квест-технология влияет на развитие личностных качеств дошкольника.
На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Личностные качества дошкольников:
- Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
- Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
- Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.
Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
Использование квест-технологии позволяет обогатить формы взаимодействия педагога с детьми.
Методически правильно разработанный квест имеет чётко поставленную образовательную задачу, правила, игровой замысел и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная и др.
Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.
Общие задачи по развитию личностных качеств детей в процессе квестов:
- Развивать познавательную активность и любознательность дошкольников.
- Развивать творческие способности.
- Побуждать детей к проявлению личной инициативы.
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.
Как известно, содержание для квестов объединяют какой-нибудь одной темой или сюжетом: приключение, помощь, поиск чего-либо, природный мир, путешествие и т.д.
В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.
Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.
Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.
К тому же, в процесс квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников. Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. ...
Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”
Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...
2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...
Квест –технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все больше места в жизни дошкольника занимает компьютер, игровые приставки, электронные игру...
Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
laquo;Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это пр...