Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

«Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума.»

В. А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hopta_o.v._statya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Ольга Вячеславовна Хопта

воспитатель

МБДОУ №10 Умка, г. Шадринск

«Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума.»

В. А. Сухомлинский.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли -экологическое воспитание всего населения. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Потребительское отношение и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников сегодня -это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе, как к универсальной ценности.

 Целью экологического воспитания с дошкольниками является формирование у ребенка убеждения в необходимости бережно относиться к природе; стремление к выработке навыков по охране природы; формирование у детей экологической культуры.

 Для того, чтобы реализовать эти цели, необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Экологическое образование детей дошкольного возраста можно осуществлять по разным образовательным областям:

- «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; на сопереживание, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, природе.

- «Познавательное развитие» нацелено на формирование представления об объектах окружающего мира, их свойствах (форма, цвет, размер), о планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии народов и стран; расширение кругозора детей.

- «Речевое развитие» нацелено на знакомство с художественной литературой, в том числе и с природоведческой.

- «Художественно-эстетическое развитие» нацелено на понимание мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру.

- «Физическое развитие» нацелено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

        Таким образом, экологическое воспитание дошкольников может быть реализовано через такие виды деятельности, как: опыты, исследования, наблюдения, труд, художественно-эстетическая практика, игры, знакомство с природоведческой литературой, занятия в физкультурном зале, посещение различных выставок, коллекционирование объектов природы, изготовление лэпбуков.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, такими как непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, беседы, настольные игры, применяются и инновационные методы. Например, в нашем детском саду был организован кружок «Юный эколог» для детей подготовительной группы. Целью кружка является воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

В рамках кружка в группе был создан богатый природный уголок, который включает в себя зоны для экспериментирования и опытнической деятельности, природный материал, комнатные растения, различные мнемомодели (способы распространения семян, пищевые цепочки, приспособление зверей к зиме и пр.), художественная литература природоведческого характера, макеты «Сезонное дерево», «Животные нашего края» и т.д.

Также с детьми мы реализуем проектный метод. Работа над проектом даёт ребёнку возможность закрепить теоретические знания посредством практической деятельности. С дошкольниками мы реализуем краткосрочные проекты, которые направлены на познание окружающего мира и бережное отношение к природе, например «Чистый мир», «Лес-наше богатство», «Вторая жизнь упаковки» и т.д.

С детьми проводятся различные экологические игры, например «Узнай по описанию» (знакомство с особенностями строения птиц и животных); «Хорошо-плохо» (уточняет знания детей о живой и неживой природе); «Что будет, если?» (помогает узнать, что нужно сделать, чтобы сберечь природу) и т.д.; изготовлены перфокарты по экологии, которые помогают детям закрепить знания о домашних и диких животных, зимующих и перелётных птицах, экологических знаках, о съедобных и ядовитых грибах, ягодах.

Также в нашем детском саду есть метеостанция, где ежедневно с детьми мы проводим наблюдения за погодой (определяем силу и направление ветра, температуру, уровень осадков, заносим данные в календарь погоды), наблюдения за сезонными изменениями.

Одна из форм работы с детьми-это посещение различных выставок и экскурсий. Для этого вместе с детьми мы посещаем раз в два месяца Шадринский краеведческий музей, где можно посетить выставки «Птицы нашего края», «Животный мир Курганской области», «По волнам истории Исети» и пр.

Детей дошкольного возраста можно включить в экологические акции, которые можно провести совместно с родителями. На данный момент в нашей группе проходит акция «Поможем Шадрику» по сбору пластмассовых крышек, направленная на сбор средств для помощи зооцентру «Приют Надежда». Так же к Новому году была проведена акция «Зелёная ёлочка-живая ёлочка», направленная на сохранение живых деревьев. Доступные для детей акции проводятся к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли, направленные на бережное отношение к водным ресурсам, правильное поведение в природе.

Праздники в детском саду играют важную роль в жизни ребенка. Впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся. Развлечения с экологическим уклоном прививают детям уважительное отношение к родной природе.  С детьми подготовительной группы было проведено развлечение «Знатоки природы», экологический квест «Спасём природу», было проведено открытое занятие «Экологический поход по спасению леса», «Загрязнение Мирового океана».

В нашем детском саду также существует парк «Шадринское Зарядье», где представлены все климатические зоны нашей страны. С детьми проводятся экскурсии-прогулки по этому парку, в ходе которых мы знакомим детей с природными зонами России, формируем представления детей о многообразии животного и растительного мира нашей страны, воспитываем патриотические чувства. Летом было проведено занятие для родителей и детей «Путешествие по климатическим зонам России на примере парка Шадринское Зарядье», целью которого было сформировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

В образовательной деятельности с детьми по экологии используются современные информационные технологии, такие как мультимедийные презентации. Их преимущество в том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», именно поэтому так важно при обучении детей дошкольного возраста обращаться к доступным для них каналам получения информации. Нами были разработаны такие презентации, как «Спасём нашу природу», «Путешествие капельки», «Красная книга Курганской области», «День Земли», «Правила поведения в природе» и пр. Для формирования экологических понятий также используются интерактивные игры «Дикие животные леса», «Экологическая азбука», «Экологический калейдоскоп».

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники, метод практического моделирования (экспериментирования). С детьми проводятся различные опыты с воздухом, с водой, песком, семенами.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться бережное отношение к природе. Совместно организованные мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители участвуют в природоохранительных акциях («Изготовление игрушек из бросового материала», «Столовая для пернатых»), в пополнении предметно-пространственной среды («Подари комнатное растение или книгу о природе»), в благоустройстве участков в детском саду. В работе с родителями применяются такие формы, как анкетирование, беседы, консультации, выпуск экологических плакатов, изготовление стенгазет, привлечение родителей к совместной трудовой деятельности на участке.

В результате данной работы дети стали более внимательными, они научились мыслить, рассуждать, сравнивать. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры с экологическим уклоном (например, «Путешествие в лес», «Витаминный обед», «Лесное происшествие» и т.п.), понимают на практике о вреде мусора для экологии, заботятся о птицах зимой, соблюдают правила поведения в лесу.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

Каждый кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль экологического воспитания в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

презентация "Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС  ДО"...

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.  От качества речи, умения пользоваться ею в игре, ...

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»                  ...

Консультация для воспитателей «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»...