Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Гузева Светлана Дмитриевна


 Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_nr_vosp.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР №31 «Улыбка»

 Опыт работы по теме:

«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО»

 в средней  группе

 

Подготовил воспитатель: Гузева С.Д.

Ст. Егорлыкская

 

Реализация первой годовой задачи «Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО»  осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в средней  группе; проекта «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника»

  Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и включает все образовательные области. Для осуществления этой программы в детском саду имеется все необходимое.

 Приобщение детей к народной культуре является средством развития у детей патриотических чувств и духовности

В своей работе широко использую все виды фольклора   (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками,  я  тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.  Заучивали потешки , обыгрывали их.

 В начале года не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно почти   все дети  в группе  научились передавать образ героя.             Много времени уделялось рассказыванию сказок.   Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.   Слушали  сказки в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка

.Смотрели мультимедийные презентации: «Осенние краски природы», «Зима на Дону», «Мама дорогая».

Разучивали пословицы  о Родине, о мамочке, о труде,  так как  в них метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума,  загадки:  «Кто и что это?»,  «Я загадаю, а ты отгадай»,  «Подскажи словечко»

Проводили досуги, развлечения: «Краски осени», «Моя любимая игрушка», «Музыкальные сказки», «Отгадай загадку».

 Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр,   знакомила их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывала о сюжете игры, поясняла роль водящего,  разучивала считалки.                                                
Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", " Дедушка Мазай»", " Салочки", " Мышеловка",  "Жмурки" и   другие. В ходе любой игры  старалась привлекать  внимание детей к ее содержанию, следить за физической нагрузкой, поддерживать эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. 

 Регулярно и систематически провожу  беседы (одна из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей  ),  это беседы на нравственные темы: «Жил-был я», «Где добрые люди, там беды не будет», « Кто такая мама моей мамы?», «Что мы Родиной зовем? », «Дом, в котором мы живем»,  «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба» включающие в себя чтение и обсуждение с детьми небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала .

 Побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых,  ребята учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо

Я интегрирую духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровой: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических  («Волшебные очки» , «Подарок», «Передай хорошее настроение», «Цветик-семецветик» ), словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр ( «Добрые Эльфы» «Ярмарка», «Семья», «В гости к бабушке» и др.) учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание,  продавец честен и совестлив; бабушка добрая, заботливая;

-конструктивной: «Выложи из палочек дом», « Построй дом своей мечты».

- продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников,  разукрашивание дымковскими узорами петушка, рисунки по мотивам художественных произведений. - театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»,  «Давай помиримся» «Я люблю свою маму», мини-этюд «Грусть-улыбка»))

Однако дети имеют частичные представления о дымковской игрушке, о семеновской матрешке, о хохломской  росписи, не всегда могут соотносить увиденное в природе с народными приметами;  у ребят частично сформированы знания  о  народных праздниках, традициях;  промыслах.

 Поэтому  в дальнейшем необходимо продолжать  учить  детей соотносить увиденное в природе с народными приметами; запоминать названия народных праздников, традиций;  больше давать представлений о народных промыслах; знакомить  с достопримечательностями станицы Егорлыкской

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

 Проводились беседы с родителями: «О значении  устного народного творчества в развитии  детей дошкольного возраста», «Воспитание  у дошкольников бережного, доброжелательного отношения ко всему окружающему»

-консультации: «Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста»,  «Понимаем ли мы друг друга». «Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста», «Формирование у детей этических норм и представлений»

-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Матери» ;родительские собрания («Семейный альбом или путешествие в прошлое своей семьи». «Воспитательная роль бабушек в семье ») ,фото-выставка «Мама-солнышко мое»

Родители помогли оформить альбомы «Достопримечательности родной станицы», « Растительный и животный мир родного края», «Домашний питомец», «Книжный уголок дома». Семья Кошкиных оформила «Герб семьи» и коллаж «По дорогам сказок»

Для родителей в папке-передвижке имеется информация о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

Длительное наблюдение ребенка в обстановке детского сада, совместное участие в различных мероприятиях, в творческой деятельности позволило родителям иначе взглянуть на ребенка и на воспитание его в домашних условиях.

Однако, в папках передвижках недостаточно информации о православных праздниках, о православной культуре, педагогическая компетентность родителей по вопросам духовно- нравственного развития дошкольников ещё не достаточно высок., поэтому воспитателям группы необходимо  проводить работу в данном направлении, способствуя тому, чтобы  родители :

   -постепенно с взрослением детей рассказывали  им  о своих предках,    поддерживали  семейные традиции и создавали новые ,

 - создавали  семейные альбомы, родословную своей семьи и семейный архив,

-приносили  в группу семейные  фотографии для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

- учили  детей выражать признательность старшему поколению и  не забывали, что  авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении ребенка.

Работа с  педагогами

Для воспитателей провела консультации:

. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»,

-«. Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»

Подготовила занятие «Матренин день»

Создание предметно- пространственной среды  (ППС)

В группе созданы необходимые условия для   духовно- нравственного воспитания дошкольников:   подобраны картотеки народных игр с правилами и их описанием, загадок, пословиц, потешек, дидактических игр. В доступном месте - маски, костюмы  для различных игр.

 Оформлен   патриотический уголок, в соответствии с возрастом детей

В уголке размещен материал по социально- нравственному воспитанию:

-взрослые люди – родовые характеристики, профессии -   тематическая папка, дидактические игры;

-семья- подбор иллюстраций,   изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение,   семейный фотоальбом группы;

-дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

-поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу» Хорошо- плохо»,» так можно делать, а так нельзя», этикет.

 -материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским садом, близлежащими улицами. Родной станицы) – фотоматериалы, иллюстрации,  
Создан
 «Музей народной игрушки», музей народного быта «Русская изба» по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки( различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток,  , обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка) , куклы в национальных костюмах.
 Подобрана художественная литература по фольклору ( песни, потешки, сказки и т.д.)

Элементы государственной символики – флаг, герб.

Однако, необходимо подобрать материал для ознакомления  детей с Российской Армией , с защитниками Отечества:  подбор иллюстраций, тематические папки,  также  необходимо пополнить ППС  иллюстрациями, показывающими различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммами;

 Нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта детей.
В результате проделанной работы у детей  появилась инициативность, стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах; выросли самостоятельность и любознательность. Дети проявляют
дружелюбие по отношению к своим товарищам, стараются решать спорные вопросы, избегая ссор и пользоваться волшебными словами 

   В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

В дальнейшей своей работе буду способствовать расширять знания детей о собственном доме, о дошкольном учреждение об улице, о районе и городе, о стране

-воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей группы и товарищей, ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу,

– приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны знать о традициях, принимать их, привыкать к ним,

чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.




.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

™•Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Итоговая аттестационная работы "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки"

Тема аттестационной работы: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки".В этой работе представлен конспект занят...

консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с  дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний  о родном го...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...