Экспериментальная деятельность шоу фокусников
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
«Развитие у детей познавательной активности
через детское экспериментирование»
Тема: «Шоу фокусников»
Вид деятельности: Игровая, познавательно - исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Образовательная область: Познание
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Задачи:
образовательные:
упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
продолжать учить объяснять «волшебные явления» с точки зрения науки;
расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
развивающие:
развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
умение использовать условную мерку.
воспитательные:
воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
проявлять внимание к малышам;
доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное; речевое; познавательное; физическое; художественно-эстетическое
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка «У жирафа пятнышки»
Практические: выполнение экспериментов
Словарная работа:
закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.
Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.
Структура занятия-экспериментирования:
1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)
2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)
7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
9. Творческая деятельность детей.
Организационный момент:
В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?
Воспитатель: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?
Ответы детей
Воспитатель: Анна Николаевна, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.
Воспитатель: Ребята, какие будут предложения?
Ответы детей
Воспитатель: На чём остановимся?
Ответы детей
Воспитатель: Почему вы думаете, что им будет интересно?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу фокусника)
Воспитатель: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, оденьте вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками и воротничками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.
Воспитатель: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Лиза, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.
Лиза: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры в одной команде.
Воспитатель: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
Ответы детей
Воспитатель: Теперь каждая команда сделайте свой круг.
(Дети встают в три круга)
Воспитатель: Дима, посчитай, сколько человек в твоей команде?
Лейла, по сколько человек в командах?
Как можно по - другому сказать Валя?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».
(В центре экспериментальной деятельности 3 лотка, лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб, прямоугольник).
Воспитатель: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.
(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)
(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)
Воспитатель: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки»
(Пока звучит бубен, дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Основная часть
Воспитатель: Вы молодцы, вижу, все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Д: 4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
Воспитатель: Первый фокус "Танцующее молоко"
Воспитатель: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)
Воспитатель: А потом, Валя?
(Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)
(Дети выполняют)
Воспитатель: Что получилось?
Ответы детей
Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.
Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Воспитатель: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?
Ответы детей
Воспитатель: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
Воспитатель: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.
Дети подходят к лоткам.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
Воспитатель: Следующий фокус «Магнитная сила»
Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Лейла.
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)
Воспитатель: А потом?
(Возьмём маленький магнит и посмотрим, сколько скрепок прицепится к нему)
Дети выполняют действия с магнитами.
Воспитатель: Что можно сказать, почему так получается?
Ответы детей: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?
Дети говорят свои выводы.
Воспитатель: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?
Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.
Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.
Воспитатель: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Дети:4, 3, 2, 1, что случится, поглядим.
Воспитатель: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"
Галя объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)
Воспитатель: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)
Воспитатель: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.
Это сколько, ребята? (До цифры 1)
Воспитатель: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.
Воспитатель контролирует, помогает.
Воспитатель: Что получилось, ребята?
Вывод: Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.
Воспитатель: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
(Внимательные, ловкие, быстрые)
Воспитатель: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.
Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"
Воспитатель: Вы молодцы!
А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.
"Фиерверк из шаров"
Воспитатель: Что будим делать сейчас?
Д/Игра «Что сначала, что потом»
Дети: Надуем шары и закрепим прищепкой. (дети берут шары и прищепки)
Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
Воспитатель: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
Воспитатель: А если шар не большой? (дети) Почему?
Заключительная часть
Воспитатель: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"
конспект нод по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"...
Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло-фокусник"
В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего испо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной деятельности Маленькие фокусники
опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников» в разновозрастной группе
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников» в разновозрастной группе...
Экспериментальная деятельность «Маленькие фокусники»
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, развитие речи, Экспериментальная деятельность...
Открытое ОДД по экспериментальной деятельности "Мы фокусники"
Экспериментирование во второй младшей группе с водой. Тема: «Мы фокусники».Образовательная область: познавательное, социально –коммуникативное развитие.Цель: Вовлечение дет...
Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников»
Конспект занятия направлен на развитие у детей познавательной активности и любознательности, через экспериментальную деятельность....