Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников 6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»
проект (подготовительная группа)
Антошина Ю.А., педагог-психолог
Мордвинова Е.А., учитель-логопед
Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников
6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»
Проблема готовности к школьному обучению воспитанников является актуальной. Наше дошкольное учреждение решает задачи, направленные на развитие познавательных способностей, мотивации, эмоционально-волевой сферы, а также речевого развития детей, что является важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. С этой целью в нашем детском саду с 2016 г реализуется проект «Скоро в школу», который позволяет не только успешно готовить воспитанников к школьному обучению, но и оказывать практическую психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом. В ходе реализации проекта мы решаем следующие задачи.
Задачи:
Для воспитанников:
- формировать у дошкольников правильные представления о школе и учении;
- формировать положительное эмоциональное отношение к школе;
- формировать опыт учебной деятельности;
- формировать готовность к обучению грамоте, коммуникативные навыки
- формировать внутреннюю позицию школьника;
- обеспечить одинаковые стартовые возможности для воспитанников в предшкольном образовании.
Для родителей (законных представителей):
- повышать уровень педагогической культуры родителей;
- формировать активную позицию при подготовке детей к школе;
- обогащать и активизировать воспитательные и практические умения.
Для педагогов ДОУ:
- повышать уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению;
- формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение воспитанников ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование «внутренней позиции школьника», эмоционально – положительное отношение к школе у 90% воспитанников;
- расширение знаний детей о школьном мире, повышение интереса к школе, школьной атрибутике;
- освоение интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей;
- повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
- обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.
Методы, используемые при реализации проекта:
- дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные формы взаимодействия с ребенком;
- игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
- совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_formy_vzaimodeystviya_s_doshkolnikami_6-7_let.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Антошина Ю.А., педагог-психолог
Мордвинова Е.А., учитель-логопед
Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников
6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»
Проблема готовности к школьному обучению воспитанников является актуальной. Наше дошкольное учреждение решает задачи, направленные на развитие познавательных способностей, мотивации, эмоционально-волевой сферы, а также речевого развития детей, что является важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. С этой целью в нашем детском саду с 2016 г реализуется проект «Скоро в школу», который позволяет не только успешно готовить воспитанников к школьному обучению, но и оказывать практическую психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом. В ходе реализации проекта мы решаем следующие задачи.
Задачи:
Для воспитанников:
- формировать у дошкольников правильные представления о школе и учении;
- формировать положительное эмоциональное отношение к школе;
- формировать опыт учебной деятельности;
- формировать готовность к обучению грамоте, коммуникативные навыки
- формировать внутреннюю позицию школьника;
- обеспечить одинаковые стартовые возможности для воспитанников в предшкольном образовании.
Для родителей (законных представителей):
- повышать уровень педагогической культуры родителей;
- формировать активную позицию при подготовке детей к школе;
- обогащать и активизировать воспитательные и практические умения.
Для педагогов ДОУ:
- повышать уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению;
- формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение воспитанников ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование «внутренней позиции школьника», эмоционально – положительное отношение к школе у 90% воспитанников;
- расширение знаний детей о школьном мире, повышение интереса к школе, школьной атрибутике;
- освоение интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей;
- повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
- обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.
Методы, используемые при реализации проекта:
- дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные формы взаимодействия с ребенком;
- игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
- совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, их родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 г.о. Самара.
Более подробно хотим остановиться на формах взаимодействии педагогов с родителям (законными представителями) воспитанников, которые позволяют родителям быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками воспитательного процесса. Анкетирование родителей в сентябре 2018 года показало, что большинство опрошенных не уверены в благоприятной адаптации своих детей к условиям школьного обучения. Они высказывают мнения о необходимости в первую очередь развивать у детей познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, воображение и только потом развивать у дошкольников коммуникативные навыки, положительное отношение к школе, желание учиться и познавать что-то новое, формировать «внутреннюю позицию школьника». Более половины опрошенных хотели бы получить консультации педагога-психолога, учителя-логопеда по вопросам готовности к школьному обучении. Родители предположили, что классические формы сотрудничества с педагогами менее эффективны по сравнению с интерактивными. Таким образом, мы внедрили интерактивные формы сотрудничества и взаимодействия с родителями воспитанников 6-7 лет.
Так, помимо классических форм работы с родителями: психолого-педагогическое просвещение, выступления на род. собраниях, тематические консультации, памятки и буклеты, информационные стенды в группах, консультирование посредством размещения информации на интернет-сайде ДОУ и др., мы использовали следующие интерактивные формы сотрудничества: семинар - практикум, деловая игра, тренинг, мастер-класс, круглые столы. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, им предлагают найти оптимальный способ решения задач при подготовки ребёнка к школьному обучению. Они получают опыт непосредственного проживания, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В рамках реализации проекта «Скоро в школу!» были проведены мероприятия с воспитанниками, с родителями (законными представителями), а также и совместные мероприятия педагогов ДОУ и учителей МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара, в том числе и совместные мероприятия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями воспитанников 6-7 лет.
Мероприятия для родителей с участием педагога-психолога и
учителя-логопеда
Срок проведения | Мероприятия | Педагог-психолог | Учитель-логопед |
Октябрь Декабрь Март Май | Конференция: «Детский сад и школа –лицом друг к другу» Практикум для родителей: Все повторяется сначала, в школу с желанием. Тренинг для родителей: Мой любимый первоклашка. Мастер-класс для родителей К школе готов? Готов! | Психологическая готовность к школьному обучению Мотивационная готовность к школе. Успешная адаптация будущих первоклассников. Результаты мониторинга психологического здоровья. | Речевая готовность ребенка к школе. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Будем писать без ошибок- профилактика дисграфии. Результаты диагностики речевой готовности детей к школе. |
Предлагаем познакомиться с интерактивными формами взаимодействия с родителями на примере практикума для родителей «Все повторяется сначала, в школу с желанием».
Предварительная работа включала в себя:
- Изготовление буклетов и памяток для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Правила работы при выполнении письменных заданий», «В школу с желанием! Мотивационная готовность к школьному обучению»
-Подготовка оборудования для проведения мастер-классов и игр с родителями.
-Подготовка мультимедийных презентаций для сопровождения теоретической части практикума.
-Разработка анкеты для родителей.
-Изготовление именных пригласительных для родителей.
Практикум включал в себя и краткую теоретическую информацию с сопровождением мультимейдийных презентаций, мастер-классы педагогов, игры, а также тренинг, который провела мама воспитанницы.
Этапы | Цель этапа | Инструментарий педагога-психолога, учителя-логопеда | Раздаточный материал | Деятельность родителей | Планируемый результат |
Вводный | Организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, активизировать на совместное решение проблем. | Игра на сплочение родителей «Похлопаем в ладоши» Предлагаем родителям похлопать в ладоши - те, кто грустный (сердитый), - кто веселый (улыбчивый, щедрый) - кто любит смеяться, смотреть мультфильмы, слушать сказки -у кого есть в одежде красный (желтый, зеленый, черный) цвет -у кого светлые (темные) волосы -у кого дома живет кошка (собака)…. | Приветствуют друг друга, общаются, активно участвуют в игре. | Сплочение коллектива, повышение настроения, повышение мотивации, установление благоприятного психологического климата. | |
Основной | •Познакомить родителей с теоретическими аспектами по отдельным вопросам и обучить родителей практическим навыкам. | Теоретическая информация по теме. Мини-лекция педагога-психолога «Факторы, влияющие на успешность обучения в школе» Обучение практическим навыкам Знакомство с мотивами готовности к обучению в школе и мотивационной готовности Знакомство с коррекционными сказками М. Панфиловой «Лесная школа» Теоретическая информация по теме. Мини-лекция учителя-логопеда «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Обучение практическим навыкам | Мультимедийная презентация, сопровождающая теоретическую информацию. Игра педагога-психолога «Выбор факторов» Упражнение « Стереотипы воспитания» Мастер-класс «Создание Лесной школы» Мультимедийная презентация, сопровождающая Мультимедийная презентация, сопровождающая теоретическую информацию. Мастер-класс учителя-логопеда «Приемы пальчиковой гимнастики» ●«Пальчиковая игра в стихах» ●«Игровой самомассаж кистей и пальцев рук в стихах» Игра учителя-логопеда «Графический диктант по клеточкам» Тренинг «Наши пальчики играют» | Знакомятся с представленным выступлением педагога-психолога, задают вопросы, обмениваются опытом по данной теме, обсуждение. Родители анализируют факторы и ранжируют их по степени важности для себя Родители определяют в каком высказывании какой мотив (игровой, учебно-познавательный, внешний, позиционный и т.д.) Родители знакомятся с содержанием сказки, обсуждают по по предложенным вопросам, зарисовывают понравившиеся эпизоды, героев. Знакомятся с представленным выступлением учителя-логопеда, задают вопросы, обмениваются опытом по данной теме, обсуждение. Знакомятся с представленным выступлением учителя-логопеда, задают вопросы, обмениваются опытом по данной теме, обсуждение. Родители знакомятся с приемами работы, задают вопросы. По предложенному образцу, родители моделируют графический рисунок с речевым сопровождением. По предложенному образцу, родители изготавливают модель мышки. | Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников положительного отношения к школе, эмоциональном благополучии, влияние данных факторов на успешность обучения к школе. Сказки «Лесной школы» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности. Формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников моторных и графических навыков, коммуникативных способностей. Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников моторных и графических навыков, коммуникативных способностей. Овладение родителями воспитанников элементарными приемами для развития у детей умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее смысл, повышать речевую активность ребёнка, а также развития мелкой моторики рук. Овладение родителями воспитанников элементарными методами и приемами развития у детей зрительно–моторной координации, навык безотрывного письма. Овладение родителями воспитанников элементарными методами и приемами развития мелкой моторики рук, обогащения словаря, развитию коммуникативных способностей |
Заключительный | •Рефлексия родительского собрания | Предлагаем родителям оценить проведенное мероприятие- наклеить свой смайлик на планшет (родитель выбирает из 3 предложенных смайликов один с соответствующей эмоцией: радость- понравилось, грусть –не понравилось, спокойствие-равнодушие). | Смайлики, изображающие 3 эмоции (радость, грусть, спокойствие). Бумажная модель планшета. Музыкальное сопровождение. Анкета для родителей. | Родители высказывают мнение о продуктивности мероприятия. | Активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. Анализ деятельности педагогов. |
•Подведение итогов | Раздаем памятки, выражаем благодарность за участие. | Музыкальное сопровождение. Памятки для родителей. | Родители знакомятся с памятками. | Создание у родителей положительного эмоционального настроя. |
Список литературы
- Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
- Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
- АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
5.Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
6.Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
7.Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
9.Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.
10.Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
11.Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
12.Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.
13.Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
14.Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
15.Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
16.Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
17.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
18.Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)
В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...
Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.
В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущност...
Интерактивные формы взаимодействия с родителями .
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДО...
Интерактивная форма взаимодействия с родителями музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОО
В статье содержится краткое описание опыта работы музыкального руководителя и инструктора по физичекому культуре с родителями воспитанников ДОО...
Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...
Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)
Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных вопросов воспитания и развит...