Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.
статья на тему
В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущность синтеза традиционных и интерактивных форм взаимодействия, а также перечислены инновационные формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintez_traditsionnykh_i_interaktivnykh_form_vzaimodeystviya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОУ
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьями воспитанников.
Идея взаимопроникновения семейного и общественного воспитания отражается в ряде нормативно-правовых документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г., ФГОС ДО.
Необходимость организовать взаимодействие ДОУ с родителями порождена не столько потребностью в оказании какой-либо помощи образовательным учреждениям со стороны родителей, сколько целью создания единой воспитательной среды, которая необходима для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому необходимо воплощать в действительность взаимодействие, общение на равных, т.е. такое сотрудничество педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли помощников при проведении определенного вида деятельности с детьми (например, экскурсий, походов и др.), экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), консультантов, организаторов мероприятия и т.д. От взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все участники педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше ребенка, что позволяет им подобрать наиболее эффективные методы воспитания и обучения.
Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, чувствуют себя комфортнее, спокойнее, увереннее, имеют значительно меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками, что является показателями успешной социальной адаптации дошкольников.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:
- равенство позиций партнеров,
- уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это «взаимный», «act»- «действовать». «Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:
- Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию.
- Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты работы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
- Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
- Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
- Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Формы взаимодействия педагога с родителями.
Коллективные:
- Родительские собрания с целью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье.
- Открытые занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением).
- Занятия тренингового характера с целью социально-педагогического просвещения родителей, освоения способов рефлексивного поведения в совместной деятельности, способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения игровой деятельности ребенка в семье.
- Семинары-практикумы для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды.
- Круглые столы с целью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного воспитания родителей и детей.
- Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи дошкольного образования детей.
- Деловые игры.
- Тематические выставки, конкурсы.
- Диспуты.
- Анкетирование и тестирование родителей с целью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах образования детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др.
- Мастер-классы с целью совершенствования методики воспитания детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной, театрально-игровой, литературно-речевой, двигательной деятельности.
- Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети - в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей») с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга.
- Проведение совместных праздников, развлечений, экскурсий.
Индивидуальные:
- Беседы и консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального развития ребенка.
- Анализ педагогических ситуаций с целью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей.
- Родительская почта. Телефон доверия.
Наглядно-информационные:
- Организация различных информационных уголков в группах с целью информирования родителей о содержании разных сторон развития и воспитания ребенка в семье.
- Организация уголка краткой информации в виде стенда с целью обогащения знаний родителей о работе детского сада.
- Организация библиотеки для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания.
Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников. Это и работа сайта детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а также и размещенный на сайте ДОУ тематический электронный журнал для родителей и педагогов.
Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного воспитания с целью обогащения способов самостоятельных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для всестороннего развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы.
Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
Семья и детский сад - два социальных института, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только их взаимодействие создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Литература:
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М., 2010.
- Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М., 2011.
- Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)
В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...
Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями.
В доступной форме в виде презентации знакомлю с со всеми формами взаимодействия с родителями....
Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...
Статья. Интерактивные формы взаимодействия с родителями в современном дошкольном образовательном учрежденииСтатья
Интерактивные формы взаимодействия с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении...
Презентация "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".
Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе...
Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)
Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных вопросов воспитания и развит...
Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддерж...