Главные вкладки
Антошина Юлия Александровна
сайт педагога-психолога ДОУ
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: создание развивающей программы "Ступеньки логики"
Увлечения: музыка
Регион: Самарская область
Населенный пункт: город Самара
Место работы: МБДОУ "Детский сад №12" городского округа Самара
Звание, ученая степень: не имею
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/antoshina-yuliya-aleksandrovnaРебёнок - это не сосуд,который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь
Психология — одна из наук о человеке. Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны. Какую же сторону человека изучает психология? Прежде всего, она изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать полученные результаты, изучает индивидуальные психологические особенности людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и изменяются. Когда-то в древности считалось, что таким «деятелем» является живущая в теле человека душа. А душа по-гречески - «псюхе». Отсюда и произошли слова «психика» и «психология». Дословно «психология» означает «наука о душе». И эта наука очень интересна. Мне посчастливилось связать свою жизнь с ней.
Я работаю педагогом-психологом в одном из ДОУ города Самара, очень люблю свою профессию и считаю её несомненно нужной и интересной. Ставя во главу угла ценность личности ребёнка, но делая акцент на различных аспектах его развития, не только я, но и каждый практикующий психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основываясь на специфических особенностях учреждения, в котором он работает, включающих особенности образовательной программы, специфики контингента (воспитанников, их родителей, профессиональные и личностные особенности педагогического коллектива и т. д.) . Тем не менее, можно выделить приоритеты, являющиеся общими для всех психологов образования
участие в создании эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ;
повышение психологической культуры педагогов и родителей;
изучение особенностей развития детей в триединстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер.
Деятельность педагога-психолога включает в себя следующие направления:
профилактическая и просветительная работа;
психодиагностика;
поддержка деятельности ДОУ;
коррекционно-развивающая работа и, конечно, консультирование.
В процессе консультирования очень важны профессиональная и человеческая компетенция педагога-психолога, его жизненный опыт, умение выслушать и помочь найти выход из затруднительной ситуации. Это обязывает его постоянно совершенствовать свои знания и умения, расширять кругозор и общую осведомленнось, чтобы быть грамотным и «подкованным» во всех направлениях и смочь оказать квалифицированную помощь любому клиенту, так как не бывает 2-х абсолютно одинаковых ситуаций консультирования. Нельзя заготовить один ответ на подобные, казалось – бы, на первый взгляд, вопросы. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, на самом деле – они неповторимы.
Однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными.
О себе
Работаю в детском саду 18 лет. За консультацией к педагогу-психологу в различных вопросах, как личной, так и профессиональной направленности, за помощью в нахождении выхода из проблемных ситуаций обращаются обычно все участники учебно-воспитательного процесса (администрация, педагоги и, конечно же, родители, а также другие работники ДОУ. Так как общение между людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкой самооценки, издержек поведения и воспитания, малого опыта, низкого уровня самоуважения или недостаточных социальных навыков, будь то проблемы детско-родительских или семейных отношений, конфликты по поводу воспитания и обучения детей между сотрудниками коллектива, родителями и воспитателями и многое другое, то в обязанности педагога-психолога входит просветительная работа с целью развития умение завязывать и поддерживать межличностные отношения у всех участников учебно-воспитательного процесса, чтобы они могли жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Также развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями, обеспечивать эффективное принятие жизненно важных решений. А это в свою очередь будет позитивно и плодотворно сказываться на отношениях взрослых и детей. Это очень важно, так как ни для кого не секрет, как пагубно сказывается влияние негативного психоэмоционального состояния взрослых на психосоматическое состояние детей и развитие их личности.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?
Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Маниченко И.В. 10 секретов воспитания ребёнка, Челябинск, "Умница", 2010
Алнксеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? .- 2-е изд.-СПб.:Речь 2012.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь. 2011
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Профессионально выполняю деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия дошкольников в процессе воспитания и обучения. Выявляю проблемы психического развития воспитанников, определяет пути их решения. Мониторинг психологического здоровья на базе ДОУ, отразил высокую результативность (88%) интеллектуального и личностного развития дошкольников.
Для обновления стилей и методов межличностного взаимодействия педагогов с детьми, повышения эмоциональной устойчивости, инициативности воспитателей успешно использую аутотренинги, деловые игры, сказкотерапевтические техники. Анкетирование воспитателей и специалистов ДОУ показало, что у 89% педагогов личностно-ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками. Весь спектр моей деятельности направлен на создание оптимального уровня психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Мною разработаны, рецензированы и успешно внедрены в образовательный процесс авторские технологии. По результатам реализации программы «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» с 2010 по 2014 годы отмечена положительная динамика развития интеллектуальной сферы воспитанников: количество дошкольников с высоким уровнем невербального интеллектуального развития увеличилось на 38%, высокий и средний показатели успешности решения матричных задач 94 % детей 6-7 лет. «Программа психопрофилактических занятий по развитию социально-познавательных способностей детей 3-4 лет» способствует эмоциональному благополучию (91%) воспитанников и направлена на совершенствование у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Как педагог-психолог позиционирую свой опыт работы перед педагогической общественностью: участвую в городских и районных семинарах, в Поволжской научно-практической конференции по направлению оптимизации психологического здоровья педагогов. Имею публикации в педагогическом Альманахе ГОУ СИПКРО, в научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», сборнике научных статей «Образование и психологическое здоровье», является автором методического пособия «Занимательная логика. Развитие способности решать интеллектуальные задачи у дошкольников 4-7 лет».
Моё портфолио
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И. В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Действительно, если составить обобщающий «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» для описания психологического здоровья является слово «гармония», или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Также это гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Если это имеет место быть, то человек чувствует себя счастливым, в противном случае - глубоко несчастным.
Психологическому здоровью ребёнка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований. Причём те или иные трудности в их формировании свидетельствуют о нарушении психологического здоровья.
На нас - взрослых лежит большая ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения. В наших силах облегчить реализацию и повышение потенциала их личности.
Как специалист, работающий с детьми, хочу сказать, что в компетенции педагога-психолога научить их стремиться к максимальной свободе (учитывая естественные социальные ограничения, а также стремиться развивать способность контролировать своё окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением, помочь детям понять происходящее в их жизненном пространстве, совершенствуя коммуникативные навыки и повышая уровень их познавательного развития, а также научить их осмысленно достигать поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Только осуществлять всё это нужно на доступном для понимания детей уровне, с большим терпением, кропотливо, без насилия, показывая хороший пример для подражания, с заботой и любовью.
Как известно, проблемы взрослых людей все родом из детства. Зная это, я, как педагог-психолог, работающий с детьми, буду прилагать все усилия, чтобы у моих подопечных было как можно меньше таких проблем в будущем, чтобы они росли психологически здоровыми и счастливыми, чтобы образ педагога-психолога в их памяти был связан с уверенностью в завтрашнем дне и позитивом. Важность профессии психолога трудно переоценить. Можно сказать, что квалифицированная помощь другому человеку, не важно: ребёнку или взрослому, в разрешении его проблем, я бы сказала, подобна тому, что как если бы тебе подарили крылья и научили летать.
Я люблю свою профессию, так как она помогает людям стать немного счастливее и свободней. А это не так уж и мало!