Интеграция работы воспитателей и специалистов МБДОУ в рамках проекта "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Интеграция работы воспитателей и специалистов
МБДОУ «Детский сад № 5 «Семицветик»
в рамках проекта «Скоро в школу»
Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Одним из важных условий успешного обучения в начальной школе является положительное отношение к учебной деятельности. Подготовка к школе должна быть сосредоточена на физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
В соответствии со ст.10 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования в России. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Особое внимание уделено дошкольной образовательной организации как институту социализации. Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.
Актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми, которые направлены на решение следующих основных задач:
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. требования к результатам освоения основной образовательной Программы это целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». ( ФГОС ДО п. 4.7)
Основные предпосылки учебной деятельности в период предшкольной подготовки это:
- общее социально-личностное развитие ребёнка;
- умение произвольно управлять собой;
- формирование положительной учебной мотивации.
Составляющей предпосылкой готовности к школе является мотивационная сфера, которая характеризуется следующими показателями:
- познавательный интерес, активность к окружающему миру;
- проявление произвольности в различных видах деятельности – умение действовать по правилам;
- владение учебными навыками: выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения.
Формирование мотивационной сферы у старших дошкольников это:
- высокий уровень активности;
- инициативы;
- самостоятельности;
- уважительное отношение к учителю;
- умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;
-умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.
Взаимосвязь участников образовательных отношений раскрывается в полном объеме такими понятиями как интеграция и координация.
Интеграция работы специалистов МБДОУ и воспитателей в рамках единого пространства развития ребенка является значимой и необходимой в работе с детьми по воспитанию положительного отношения к школе.
Интеграция деятельности специалистов и воспитателей усиливает мотивацию детей, позволяет организовать «проживание» значимых для детей событий в рамках единого «тематического поля» и строится на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:
-формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
-интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
-интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей.
Работа специалистов, воспитателей и родителей в рамках проекта «Скоро в школу» направлена на формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс формирования у дошкольников образа «Я – будущий школьник» создавался в ходе проекта "Скоро в школу.
Проект: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы,
родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Продолжительность проектной деятельности: среднесрочный – 5 месяцев (январь, февраль, март, апрель, май)
Цель проекта:
-воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществление мотивационной подготовки к школьному обучению.
Задачи:
- развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, принятие новой социальной позиции «школьника»;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- формировать у детей положительное отношение к обучению в школе , используя в работе разносторонние формы совместной деятельности;
-расширять предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников детского сада со школой;
-способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;
-повышать уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе.
Принципы реализации проекта:
- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);
- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;
- личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – педагоги»;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
План мероприятий по реализации проекта.
Специалисты и воспитатели:
- Педсоветы: «Внедрение ФГОС ДО в работу МБДОУ д/c №5 «Семицветик», «Обсуждение документа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.»»
- Разработка плана работы по преемственности ДОУ и школы
- Педагогический час: «Предшкольная подготовка»
- Психологический час: «Методы и приёмы коррекции общей
психологической готовности к школе»
- Диагностика готовности детей к школе
- Консультации: «Преемственность в работе детского сада и школы»,
«Готовим детей к письму», «Подготовка детей к обучению грамоте»,
«Преемственность в формировании правил поведения в детском саду
и школе» и др. Круглый стол: «Развиваем творческую личность»
- Родительские собрания «Ребенок на пороге школы», « Роль семьи в
воспитании будущего первоклассника» , «Психологическая готовность
к школе» и др.
План мероприятий с детьми по реализации проекта:
- Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
- Экскурсия в школьную библиотеку
- Экскурсия в музей школы
- Экскурсия в школьный класс
- Экскурсия в компьютерный класс
- Экскурсия в спортивный зал школы
- Встреча дошкольников с учениками школы
- Выставка детских работ «Что я знаю о школе?», «Я рисую школу»
- Конкурс стихотворений о школе
- Сюжетно – ролевые игры « Школа», «Библиотека» и др.
- Рассматривание школьных принадлежностей и дидактические игры
« Собери портфель», « Первоклассник» и др.
- Чтение художественной литературы и беседы на тему: « Школа»
- Вечер загадок «Скоро в школу»
- Праздник «До свидания, детский сад!»
План мероприятий с родителями по реализации проекта:
- Разработка плана работы с родителями детей подготовительной к школе группы
- Консультации: «Права и обязанности родителей. Нормативно-правовая база»», «Социальное партнерство дошкольных учреждений при организации работы с семьей», «Ваш ребенок скоро пойдет в школу», «Подготовка детей к школе», «Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе», «Семья и дети на пороге школы», «Общение ребенка в школе с новыми друзьями»
- Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Леворукий ребёнок», «Тип личности ребенка и его готовность к школе», «Психологический портрет первоклассника» и др.
- Посещение родителями мероприятий школы.
Наши родители были участниками зонального практико-ориентироаванного семинара 02.04.2015. где посетили открытые уроки учителей начальных классов, музей школы. В феврале присутствовали на торжественной линейки, посвященной присвоению школе имени Героя Советского Союза Д.Ф. Лавриненко. Старшие дошкольники посещают кружок «Вырастай-ка».
Воспитание положительного отношения к школе у детей в рамках проекта «Скоро в школу» будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
-включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу»;
-создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью,безопасность;
-понимания педагогами значимости проблемы и проявления творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
-педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению;
-осуществления связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности.
Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они чувствовали себя уверенными, способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Дети разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. При этом школа должна быть готова к разным детям.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». ( В.Г. Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция усилий воспитателя и специалистов ДОУ в целях сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР.
Педагоги разработали систему занятий (по каждой лексической теме), развивающих речь, с использованием музыкально-ритмических и физкультурных навыков воспитанников. Они содержат целостную сюжетно-...
"Создание системы работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в рамках календарно - тематического планирования"
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ
«Планирование образовательной работы в ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...
«Взаимодействие воспитателей со специалистами МБДОУ»
Доклад по теме: «Взаимодействие воспитателей со специалистами МБДОУ»...
Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.
Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....
Консультация – дискуссия «Содержательная интеграция деятельности воспитателей со специалистами в ДОУ»
Особое значение в ДОУ в соответствии с ФГТ уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей в образовательных учреждениях. Система взаимодействия наглядно демонстрирует ...
Проект "Наставничество" для работы с молодыми специалистами МБДОУ ДС №8
Представленный Проект ориентирован на молодых педагогов работающих в дошкольных учреждениях....