Квест-занятие "Путешествие в страну Правильной речи" (для детей старшей логопедической группы)
план-конспект занятия (старшая группа)
Итоговое занятие в форме квеста включает задания различной сложности из разных образовательных областей (с упором на развитие речи) для детей старшей группы.Дети совершенствуют артикуляционные навыки, закрепляют знания об изученных буквах; умение обобщать , классифицировать, ориентироваться в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-zanyatie.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-занятие «Путешествие в страну Правильной речи» (для детей старшей логопедической группы)
Цель – обобщение и закрепление знаний у детей старшей логопедической группы по пройденному материалу за учебный год
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать артикуляционные навыки ,закрепить знания об изученных буквах, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза слов; правильного употребления в речи антонимов. Совершенствовать умения обобщать, классифицировать; ориентироваться на листе бумаги и в пространстве
Развивающие:
Развивать диалогическую связную речь, образное представление, словарный запас; познавательную активность, внимание, логическое мышление; координацию движения, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мелкую и общую моторику
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Оборудование: посылка, карта- схема, целый ключ и фрагменты ключа; ложки для проведения АГ; листы бумаги и геометрические фигуры; картинки с заданием, картинки с буквами; вата; музыкальная подборка, игра в картинках «Назови лишний предмет»; мяч; телевизор и проекционный экран, сундук; занимательные книги.
Методы: наглядный (непосредственный и опосредованный), словесный (беседа, повторное проговаривание), практический (дидактическая игра; ритмический этюд, решение проблемной ситуации)
Методические приемы: словесные, наглядные и игровые
Методы и приемы по развитию речи: беседа; воображаемая ситуация; репродуктивные вопросы; демонстрация движений, артикуляционных позиций; дидактические игры , дидактические упражнения («Скажи наоборот»); мотивация заданий; напоминание; образец правильного произношения; объяснение (правил игры), разговор; сопряженная речь; утрированное произношение
Вводная часть:
В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости- давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
Дети образуют круг:- Здравствуй, друг, здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш общий круг!
Воспитатель: Давайте подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение!
(Сдувают с ладошки хорошее настроение )
Воспитатель: Ну что же, пусть это хорошее настроение теперь не покидает нас и гостей.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, мы обнаружили в группе посылку. А в посылке карта и письмо от Королевы Грамоты. Послушайте, что там написано.
Королева Грамоты: Здравствуйте, друзья! Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Но, к сожалению, злая колдунья Картава прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Правильной речи, сломала ключ от сундука с подарками для вас и спрятала части от ключа в разных местах. Помогите мне, наведите порядок в стране Правильной речи и найдите все части от ключа
В.: Ну что, ребята, вы хотите помочь ?Наведем порядок?
Дети: да, мы поможем!
В. : Страна Правильной речи– это удивительная страна. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Там всегда светит яркое солнце. Я предлагаю вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица.
Самомассаж “Солнышко”
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).
В.: -А теперь потренируем язычок - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»( с ложками). Выполняется с использованием ИКТ
В.:А вот теперь можно приступить к выполнению заданий по нашей карте-схеме
Чтобы выполнить первое здание, нужно угадать, где оно находится .,Послушайте загадку : Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (задание спрятано за зеркалом)
1-е задание. Игра «Узнай, какой звук». (станция «Звуковая»)
В. Хитрая Картава перепутала гласные звуки. Давайте попробуем узнать звуки по их «портрету»
В.показывает схемы артикуляции губ гласных звуков А О У И.
-
(по схемам артикуляции гласных звуков дети догадываются ,какой гласный звук показан).
- Какие звуки мы произносили? (Гласные)
- Чем отличия гласные звуки от согласных звуков?
(Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык).
2.- Игра «Звонкий – глухой».
- Ой, дети, а еще Картава перепутала звонкие и глухие согласные. Как же нам определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).
В.: Я буду произносить слова. Если слово начинается на звонкий согласный вы поднимаете руки вверх. Если на глухой- вы приседаете.(башня, пашня, дочка, точка, кочка, бочка, гвоздь, кость, влага, фляга, совет, завет, жар, шар)
В. Молодцы, справились с первым заданием. Вот и первая часть ключа нашлась . и подсказка, куда нам двигаться дальше. Стрелочка указывает прямо на полянку (н-в группа «Полянка»). Здесь находится станция «Математическая»
В. Хитрая Картава подобрала для вас совсем непростые задачки, но я уверена, что вы справитесь с ними.
:1. Ежик шел по лесу , шел,
На обед грибы нашел
Пять под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (6)
2.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
3.Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят?(9)
4.Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4)
5.Сколько хвостов у трех котов? (3)
А сколько ушей у двух мышей? (4)
В.: Молодцы, ребята, но это еще не все задания. Картава перемешала геометрические фигуры. Они рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.
-Красный квадрат будет жить в верхнем левом углу
-Желтый треугольник- в правом нижнем углу
-Синий прямоугольник- в левом нижнем углу
-Зеленый овал- в правом верхнем углу
-Оранжевый круг- в центре листа
В.: Молодцы, справились с заданием! А вот и еще один фрагмент ключа! Куда же мы теперь отправимся, давайте посмотрим на карту. А карта показывает нам путь на 3 этаж, где нас ждет станция «Логопедическая».( На этой станции детей встречает логопед.)
Л.: Колдунья Картава напустила на страну Правильной речи метель и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег и освободим все буквы. (игра «Буквы под снегом»)
Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили, закрепляют их на доску.
Л.: Что мы можем делать с буквами?
-Буквы мы можем видеть, читать, писать
Л.:А теперь каждому из вас нужно подобрать картинку, начинающуюся на ту букву, которую вы освободили. (Дети подбирают картинки с нужными предметами, называют слово, деля его на слоги (игра «Телеграф») и закрепляют картинку под буквой на доске)
Л.: Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Вот еще один фрагмент ключа.
В. :Ребята, отправляемся дальше. Смотрим по карте, куда нам двигаться дальше. Дорога ведет нас на 2 этаж к станции «Сообразительной» (.Там детей встречает психолог)
П.: Как хорошо, что вы появились вовремя! Картава перепутала все предметы на картинках. Вам нужно определить, что лишнее (проводится игра «Назови лишнее»)
П.: А сейчас задание на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши, если неправильный- топнуть ногой. Договорились?
-Утром солнышко встает..
-Днем светит луна..
-За зимой приходит лето…
-Лето – самое теплое время года…
-По утрам нужно делать зарядку..
-По утрам нельзя умываться и чистить зубы..
-За субботой наступает понедельник…
-Осенью птицы улетают в теплые края..
-В лесу нужно шуметь и кричать..
-Плавать на речке можно только со взрослыми…
-Незнакомому человеку дверь не открывать…
-Лучше всего играть в футбол на проезжей части…
-Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…
П.: Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями и по праву получаете еще один фрагмент ключа. Желаю вам удачи!
В.: Ребята, мы почти у цели. Скоро мы с вами наведем полный порядок в стране Правильной речи, а пока идем по карте. Нас ждет станция «Игровая». Поднимаемся на 3 этаж. (Дети поднимаются в холл перед музыкальным залом)
В. Мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот». Будьте внимательны, не ошибитесь, ведь иначе мы не получим новый фрагмент ключа. (проводится игра с мячом « Скажи наоборот»)
быстро – медленно,
глупый – умный
твердый – мягкий,
большой – маленький
ссориться – мириться,
чистый – грязный
жарко – холодно,
кислый – сладкий
трусливый – смелый,
пасмурно – солнечно
грустный – веселый
короткий – длинный
низкий – высокий,
широкий – узкий
В.: Ну что же, вы справились и с этим заданием. Смотрите, а вот и еще один фрагмент ключа! Нам осталось совсем немного, чтобы собрать весь ключ,
И, наконец, последняя наша станция на карте – «Музыкальная». Интересно, что нас с вами здесь ожидает?
Дети проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.
М.р. здравствуйте, ребята, я давно вас поджидаю. Коварная Картава перепутала звуки и ноты. Нам с вами нужно привести все в порядок. Для начала нам нужно распеться, чтобы ваши голоса были чистыми , свободными и вы хорошо проговаривали все звуки.
М.р. проводит распевку ( из занятий по логоритмике)
М.р.А сейчас мы поработаем с ритмом( проводит с детьми ритмические рисунки «Солнышко», «Зайчик», «Мишка», «Лягушка» с использованием ИКТ)
М.р. Молодцы, ребята! Вот ваш фрагмент ключа! Вы по праву его заслужили.
В.: Смотрите, ребята, мы собрали весь ключ! Значит, вы исправили все, что натворила хитрая Картава в стране Правильной речи.
Рефлексия:
В.: Вам понравилось путешествие по стране Правильной речи?
Что вам больше всего понравилось, ребята?
Какие у вас впечатления? (Ответы детей)
Какое задание понравилось вам больше всего?
Всё ли у вас получалось?
Трудно ли вам было?
Ну что ж, если у вас всё получалось, то получите награду за ваше старание от Королевы Грамоты, которую она вам приготовила. (В. открывает сундук целым ключом и раздает всем занимательные книги)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование состояния связной речи у детей старшей логопедической группы.
Примерные способы проверки состояния связной речи дошкольников по книге Парамоновой Л.Г. "Воспитание связной речи у детей"....
Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы
Представленный материал обобщает и систематизирует знания детей, содействует обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательную деятельность в...
Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.
Тема: "Составление описательного рассказа по схеме. Игрушки"....
Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Путешествие по «Стране правильной речи» для детей старшего возраста и родителей
Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Путешествие по «Стране правильной речи»для детей старшего возраста и родителей...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей старшей логопедической группы "Путешествие на гору"
Закрепление и обобщение знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, путём решения поставленных перед ними игровых дидактических задач...
Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе развлечения дети закрепляют знания о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, б...