НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей старшей логопедической группы "Путешествие на гору"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Макаренко Елена Сергеевна

Закрепление и обобщение знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, путём решения  поставленных перед ними игровых дидактических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_goru.docx217.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники Московской области

НОД по формированию фонематических процессов

и развитию речи у детей старшей логопедической группы

на тему:

«Путешествие на гору»

C:\Users\Виктор и Елена\Desktop\1260274384_gora.jpg

                                                                                  Подготовила и провела:

                                          учитель-логопед

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                Елена Сергеевна Макаренко

Цель: закрепление и обобщение знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, путём решения  поставленных перед ними игровых дидактических задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

2. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, закрепление умения дифференцировать понятия гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки.

3. Активизировать слуховое и зрительное внимание, слухоречевую память, логическое мышление, связную речь;

4.  Систематизировать знания детей о последовательности и характерных особенностях времен года.

5. Стимулировать познавательную активность и интерес к занятиям.

Оборудование: мольберт, пособие «Гора» формат А3 с флажком, картинки-символы  с изображением мальчиков, картинки с изображением времён года, картинки для звукослогового анализа и синтеза, мяч, раздаточный материал - цветные квадраты по количеству детей, пособие «Паровозик», верёвка, бутылка с водой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Проходят на свое место сначала девочки, затем  мальчики.

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  1. Введение в тему. Загадка про гору.

Мы шли к ней длинным перевалом,

Завал, штурмуя за завалом,

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот взошли на пик, УРА!

Ты покорилась нам, …(ГОРА)!

На мольберте крепится пособие «Гора» с флажком у подножья горы.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на гору и покорить её. Это будет легко или нелегко, как вы думаете?

Да, это сделать не просто, но есть поговорка:

Как не высока гора – не отступай!

- Как же мы её покорим? Вам нужно правильно выполнять мои задания, и тогда вы будете подниматься все выше и выше, преодолевая трудности и ставить флаг на новую высоту пока не доберётесь до вершины горы – тогда вы победители!

2.2. Игровое упражнение на слоговой анализ  «Сосчитай слоги».

Перед тем, как начать наш путь, проведём перекличку – каждый назовёт и прохлопает своё имя. Дети делят свое имя на части: А-ня, Ди-ма и т.д.

- Кто догадается, как изменить свое имя так, чтобы в нем было не две, а три части: А-неч-ка, Ди-моч-ка и т. д.

2.3. Игровое упражнение на узнавание звука «Покажи и расскажи».

- Теперь проверим насколько вы сообразительные  и быстрые. Я называю звуки, а вы поднимаете ту карточку, которой он обозначается.

Вам понадобится знание сигнальных карточек: красная, синяя, зелёная, так как звуки бывают какие? - гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Блиц-опрос «Звуки»: А, М, Ть, У, О, Ж, Ль, Ф, Дь, Ш.

(Дети справляются с заданием и флаг приподнимается на первый уровень).

2.4. Игровое упражнение на дифференциацию фонем по твёрдости-мягкости  «Том и Тим».

- У меня есть знакомые мальчики Том и Тим. Том  - слышите, как твердо начинается его имя. Он всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: торт, машинка, банан. Тим - его имя звучит мягко,и, поэтому ему нравится все, что начинается на мягкие согласные: тянучки, мяч, вишня. Как вы думаете, где Том, а где Тим? (Детям показываются картинки)

Том дружит с Тимом,  и они очень любят путешествовать.

Предлагаю вам помочь друзьям собраться в поход.

Как вы считаете, что возьмет Том – рюкзак или сумку?Кто наденет кеды, кроссовки?

Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт: компас, верёвку, вилку, ложку, палатку, миску, топор, пилу, кекс, конфеты, компот, кефир.

- Молодцы, вещи и продукты собраны – ребятам можно отправляться в путь. (Флаг приподнимается на второй уровень).

  1. Игровое дидактическое  упражнение «Эхо».

Мы ходили по горам

И слыхали тарарам.

Коля выкрикнул: «Ручей!»

А в ответ услышал: «Чей!»

Дима (Костя) выкрикнул: «Вода!»

А в ответ услышал: «Да!»

Ксюша (Аня) крикнула: «Цветы!»

А в ответ вернулось: «Ты!»

Тут безлюдно, только скалы,

Что же нам в ответ кричало?  (эхо)

Отгадывание загадок с демонстрацией картинок-отгадок.

-Что скатали мы зимой? (КОМ)

- Он из камня и с трубой? (ДОМ)

- Книга толстая лежит?(ТОМ)

- Громкий колокол звонит? (БОМ)

Проводится игра с мячом и одновременно повторение за логопедом каждым ребёнком слоговых цепочек: ком-том-дом-бом, бом-ком-дом-том и т.д.(Дети справляются с заданием и флаг приподнимается на третий уровень).

  1. Игровое дидактическое  упражнение «Верёвочка».

На доске картинки (6 штук). Рассмотрите их внимательно и назовите по очереди.

В горах нельзя обойтись без верёвки, поэтому вы должны расставить  карточки таким образом, чтобы название одной картинки заканчивалось на тот же звук, который будет первым в названии следующей – как будто они связаны крепкой верёвкой. Первой будет картинка-слово МАК. (Дети подыскивают нужные картинки, определяя последний и первый звук в словах).

Картинки для предъявления: мак – кот – танк – корабль – лимон – ножницы.  

(По выполнению задания флаг приподнимается на четвёртый уровень).

  1. Игровое дидактическое  упражнение «Угадай словечко»».

Выполнив это задание, вы не только продвинетесь вперёд, но и узнаете, без чего не обойдётся в дороге ни один путешественник!

Задание: назвать первый звук в названии картинки и обозначить подходящим цветным квадратом.

Волк, Ослик, Душ, Арбуз(схема, слоговой анализ, чтение)

(Флаг приподнимается на пятый уровень).

  1. Игра-разминка  на внимание «Делай, как слышишь».

Логопед даёт разные  инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т.д. – при этом сам делает другие движения. Ребёнок выполняет действия по словесной инструкции.

  1. Называние характерных особенностей и последовательности времен года.

- Мы поднялись очень высоко. В разное время сверху мы можем увидеть,  как к нам в гости приходят:

Одно – седое,

Другое – молодое,

Третье – скачет,

Четвертое – плачет.Что это?

(Ответы детей: времена года - зима, весна, лето, осень. Дети дают краткую характеристику времени года, которая подтверждает  отгадку).

(Флаг устанавливается на вершине).

  1. Подведение итогов.

- Мы достигли вершины. Устали в пути?

Есть пословица: не поднимешься в горы – не узнаешь высоту неба.

- Что вы преодолели, какие задания выполнили?

В вашей жизни будет немало вершин, которые надо будет покорить – но вы справитесь!

- А теперь по заслугам и награда – медали победителей!

Детям раздаются шоколадные медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

НОД по развитию речи для детей старшей логопедической группы №7 «Речевички». Тема: «Дорогою добра вместе с Машей».

создание условия для развития коммуникативных навыков по средствам игры, помочь в игровой форме примирить героев мультфильма, урегулировать ситуацию в положительную сторону....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы «Корзина чудес»

Занятие по совершенствованию навыка  словообразования, развитию умения образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Интерактивная игра по теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...