Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Представленный материал обобщает и систематизирует знания детей, содействует обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательную деятельность включены игры по развитию памяти, внимания, мышления. Они помогают ребёнку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий,находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукашова Светлана Макаровна
Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность
по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы
Тема: Осень
Цели занятия:
Коррекционно – образовательная:
- обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень» ( дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди; листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут и опадают; улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов)
Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имён существительных и единственного числа им. прилагательных.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью; формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа на фоне музыкального произведения.
Оборудование: демонстрационный материал (картины природы по теме «Осень»), раздаточный материал (картинки овощей и фруктов, грибов, перелётных птиц, осенних деревьев и листьев)
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, проведение игр «Деревья и листья», «Собери урожай», «Птицы осенью»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Всё это бывает,
Если с нами … (осень)
Логопед: Какое сейчас время года? Почему? Сегодня к нам пришло необычное видео письмо. Давайте его посмотрим.
Логопед включает видео. На экране появляется Королева Осени и просит детей рассказать о ней и выполнить её задания.
2. Вводная беседа.
Логопед: Давайте подумаем и расскажем, что мы знаем об осени:
- назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- как можно назвать осень в сентябре (ранняя, золотая)
- как можно назвать осень в октябре (дождливая)
- как можно назвать осень в ноябре (поздняя)
Выставление картинок с месяцами осени
Логопед: Кто знает стихотворение про осенние месяцы:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Логопед выставляет картинки и задаёт вопросы
Логопед: Наступила осень.
Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо)
Какое небо осенью? (хмурое, дождливое)
Что происходит осенью с деревьями и листьями? (листья желтеют, краснеют и опадают с деревьев)
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
Что происходит с травой осенью? (желтеет, увядает)
Что делают птицы осенью? (улетают в тёплые края)
Почему? Как называются эти птицы? (перелётные)
Что делаю животные осенью? (меняют шубку и готовят запасы на зиму)
Что делают люди в огородах и садах? (собирают урожай)
Для чего люди собирают урожай? (делают запасы на зиму)
Какая погода осенью? (холодная и дождливая)
Как люди оделись осенью? (куртки, шапки, сапоги)
Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлёт птиц, листопад)
Логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказ об осени.
3. Развитие лексико – грамматических категорий
Логопед: Ребята! Королева Осени прислала нам задание «Чего не бывает осенью?» Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Покажите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя (ответы детей).
4. Игра «Сад – огород»
Логопед: Дети собрали урожай, но перепутали овощи и фрукты. Овощи нужно положить в ящик, фрукты в корзину. Рассказать об этом так: - я положу капусту в ящик, потому что это овощ и т.д.
5. Игра «Деревья и листья»
Детям раздаются картинки с деревьями и листочками. Они подбирают к каждому дереву свой листок.
6. Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, Загибаем пальцы на обоих руках,
Вот кленовый, начиная с больших.
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
Вот последний лист осинки,
Ветер бросил на тропинку. Укладываем ладони на стол.
7. Игра «Собери грибы в корзинку»
Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, лисички, подберёзовики, сыроежки, рыжики, мухоморы. Затем поочерёдно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзину, сопровождая речью свои действия
- я собрал много белых грибов
- я собрал много маслят и т. д.
Логопед: Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзину? (потому что это несъедобный гриб)
8. Игра «Собери картинку»
Логопед раздаёт разрезные картинки перелётных птиц. Дети должны их собрать.
9. Физкультминутка. (превращение детей в листья)
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках, руки в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся. приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, движения руками влево – вправо,
Будто опять закружиться хотят поднимаются, кружатся.
10. Рисование. Логопед предлагает детям сесть за стол, закрыть глаза и послушать музыку ( дети представляют осень, листопад). Открывают глаза и раскрашивают осенние листочки.
11. Релаксация. Логопед предлагает детям раскрашенные листочки прикрепить к дереву. Те дети, которым понравилось занятие прикрепляют листочки на веточки, кому не понравилось занятие, листочки лежат на земле.
12. Итог занятия.
Логопед: О чём мы говорили на занятии? Что нового узнали? Королеве Осени понравилось как вы сегодня отвечали. Она вам приготовила угощение.
Логопед достаёт корзину и угощает детей. Каждый ребёнок получает по яблоку.
- Гомзяк О. С.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2005. – 32с
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарий занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование состояния связной речи у детей старшей логопедической группы.
Примерные способы проверки состояния связной речи дошкольников по книге Парамоновой Л.Г. "Воспитание связной речи у детей"....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.
Тема: "Составление описательного рассказа по схеме. Игрушки"....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схем. ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия по лексической теме :"Одежда"....