Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
методическая разработка по логопедии на тему

Гройсман Елена Юрьевна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы

с ОНР по теме «Дикие животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы

с ОНР по теме «Дикие животные»

Цель занятия:

закрепление знаний детей о диких животных наших лесов;

обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков;

образование существительных с суффиксами -их-, -иц-;

употребление существительных в творительном и в винительном падежах;

составление предложений с опорой на слово-действие,

составление предложений с однородными дополнениями;

составление описательных рассказов;

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование:

предметные и сюжетные картинки,

сюжетная картина «На лесной полянке»;

фигурки медвежат с прорезями на лапах,

ноутбук, проектор;

магнитная доска,

маркер.


Ход занятия:

I. Орг. момент: игра «Отгадай, чей силуэт» (Развитие зрительного восприятия).

Отгадайте, чей это силуэт. (Это силуэт медведя (лисы, барсука, зайца, белки, ежа, лося)).

 

II. Постановка цели:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (О диких животных). Мы будем говорить о диких животных наших лесов.

III. Повторение материала по теме

Игра «Отгадай-ка».

У нас в гостях известная передача «В мире животных». Мы её очень любим, она для нас какая? (Любимая). А вот и ее ведущий – Умный Дрозд. Отгадайте его загадки, и на экране телевизора появятся отгадки.

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

А зовут её …(Лиса).

 

Ходит летом косолапо

А зимой сосёт он лапу.

(Медведь).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк).

 


Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе беленькой зимой

А в шубе серой летом.

                                    (Заяц).

 

Великан в лесах мордовских,

Грозен и рогат на вид,

Но довольно мирным нравом

Он, ребята, знаменит.

                                       (Зубр).

Под соснами,

Под елками

Лежит мешок с иголками.     (Ёж).

Длинноногий и рогатый,

Важно шествует сохатый.

Угости его травой

И осиновой корой.    (Лось).

Нет меня в лесу проворней,

С ветки на ветку я скачу.

Желудей, грибов достану

Столько, сколько захочу.       (Белка).


Там, где сосен сильный запах, 
В чаще леса в тишине, 
Положив на брюхо лапу, 
Спит он только на спине.

Роет землю, словно плуг

Скромный труженик … (барсук).

Этот зверь свалил осину,
Оттащил её в плотину.
Будет жить он в прочной хатке,
Раз с плотиной всё в порядке.      
(Бобр).

 Вспомните все отгадки. Как называются дикие животные, которые питаются мясом? (Хищники). Назовите этих животных. (Мясом питаются волк, лиса, рысь, медведь). Как называются дикие животные, которые питаются травой, плодами или корой деревьев? (Травоядные). Назовите их. Если животные едят всё: мясо, траву и плоды, то они….? (Всеядные).

(На экране – картинки всех диких животных).

 Все эти дикие животные живут в лесах нашего края. Как называется наш родной край? (Мордовия). Как по-другому сказать «животные нашего края?» (Животные Мордовии).

IV. Игра «Подбери слово-признак»

Умный Дрозд просит вас подобрать слова-признаки к названиям диких животных.

 Заяц, какой? (Маленький, пушистый, шустрый, трусливый, быстроногий, длинноухий, травоядный).

Белка  маленькая, быстрая, ловкая, трудолюбивая, запасливая.


Медведь  огромный, бурый, хищный, сильный, косолапый, неуклюжий, лохматый.

Волк  серый, хищный, опасный, зубастый, злой, голодный.

Лось  большой, рогатый, длинноногий.

Лиса  рыжая, пушистая, хитрая, хищная.

 Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это герб Мордовии). Почему лиса нарисована на гербе Мордовии? (В лесах Мордовии много лис). Как называли лису в русских и мордовских народных сказках? (Лисонька, Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Лисафья Ивановна).

V. Употребление существительных в винительном и творительном падежах

Игра «В заповеднике».

 Передача «В мире животных» приглашает нас в  сказочный заповедник. Для чего создаются заповедники? (Чтобы беречь и охранять диких животных). Кого вы видите на полянке? (Я вижу волчат (лисят, бельчат, лосёнка, ежат, медвежат, зайчат, зубренка)). На сказочной детской площадке детёныши животных играют в догонялки (фигурки животных выставляются на магнитной доске).

 Расскажите, кто за кем бежит. (Волчонок бежит за медвежонком (зайчонок за лисенком; лосенок за ежонком; медвежонок за бельчонком, зубренок за волчонком)).

 Малыши наигрались, мамы зовут их домой. Кто зовет волчонка? (Волчонка зовет волчица).

 Кто зовет медвежонка? (Медведица).

 Кто зовет ежонка? (Ежиха).

 Кто мама у бельчонка (лосёнка, лисёнка, зайчонка)?


VI. Физминутка

Медвежата в роще были,

Вперевалочку ходили.

Заяц прыгал и скакал,

От лисицы убежал.

Посмотрите-ка, ребята.

Важно лось идет сохатый.

Белка словно акробат,

За собой ведет бельчат.

 

VII. Составление предложений с опорой на слово-действие

– Расскажите, что умеют делать дикие животные. Я подскажу вам слово-действие, а вы составите предложение.

Выставляется картинка «заяц».

  Прыгает. (Заяц быстро прыгает по снегу).

  Убегает.  (Заяц ловко убегает от лисы).

  Прячется. (Заяц прячется под кустом).

Выставляется картинка «белка».

  Скачет. (Белка ловко скачет с ветки на ветку).

  Запасает. (Белка запасает на зиму грибы и орехи).

  Живет. (Белка живет в дупле дерева). и т. д.


VIII. Пальчиковая гимнастика

 Кто из диких животных выступает в цирке? (Медведи).

− У вас на столах лежат фигурки медведей. Вставьте средний и указательный пальцы в прорези на медвежьих лапках. Получился цирковой мишка. «Шагайте» пальчиками по столу, как будто мишка идет по канату:

Мы медведи не простые,

А артисты цирковые,

Нужно много репетиций,

Чтоб с каната не свалиться.

Вот прыжок на двух ногах – ах!

А теперь на одной – ой!

По канату мы пройдем,

Ни за что не упадем.

IX. Составление предложений с однородными дополнениями

Игра «Кто, чем питается?» (На одной половине картины  дикие животные, на другой  их пища).

 Умный Дрозд предлагает вам поучаствовать в телеигре «Кто, чем питается?»

Соедините линией животное с его любимой пищей и составьте предложение. (Дети проводят линию маркером и составляют предложение. (Белка питается орехами, желудями, грибами. Медведь питается ягодами, лесным медом, мясом, рыбой) и т. д.


X. Составление загадок-описаний

 Давайте загадаем друг другу загадки. Расскажите о диком животном, но не называйте его. Нам поможет схема (выставляется наглядная модель-схема).

(Дети составляют описательные рассказы).

 Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. У нее острая мордочка, большой пушистый хвост. Она живет в дупле. Ловко скачет с ветки на ветку. Запасает на зиму шишки, орехи, грибы. Кто это? (Это белка).

 Он огромный и сильный. Он покрыт длинной шерстью. На голове – короткие рога, на ногах – копыта. Спит под сваленным деревом. Питается травой, ветками деревьев. Кто это? (Зубр).

Передача «В мире животных» подошла к концу. Ее ведущий Умный Дрозд прощается с вами и говорит вам: «До свидания, ребята! До новой встречи».


XI. Итог занятия

 В гостях, у какой передачи мы были? (Мы были в гостях у передачи «В мире животных»).

 О чем мы сегодня говорили? (Мы говорили о диких животных нашего края).

 Какие игры вам понравились?

Оценка деятельности детей.

Список используемых источников

1. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / М.: Детство-Пресс. – 2010. – 80 с.

2. Филичева,Т. Б. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова – М.: Просвещение. – 2010. – 272 с.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Детство-Пресс. – 2009. – 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...