Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
статья (младшая группа)
Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка. Так же определены трудности взаиодействия, формы и методы их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_starshego_vospitatelya_v_konsultirovanii_.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников»
На фоне других дошкольных образовательных учреждений города и района, наше учреждение особенное, так как все группы раннего возраста (2 группы с 1,6-2,0 лет; 3 группы с 2,0-3,0 лет) всего 5 групп. Основная масса детей, поступают к нам на один учебный год из дома. Поэтому ежегодно, возникают трудности в сотрудничестве и во взаимодействии с родителями, так как они мало владеют информацией о воспитании и пребывании детей в ДОУ.
В современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Это указанно в содержании нормативных актов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и ФГОС ДО
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
образовательная организация (педагоги) осуществляет оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.
Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) возникла личная готовность открыть самого себя в какой то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях тревогах, успехах и неудачах и др. Одним словом «открытость» мы осуществляем, через вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Демонстрируя пример открытости педагоги, показывают родителям положительный опыт педагогического взаимодействия, при этом интересно рассказывая, что-то из личного опыта педагогической работы. Готовность педагогов открыть самого себя пробуждает интерес, вызывает желание у родителей поговорить, обсудить, поделиться, спросить и поучаствовать в образовательном процессе своих детей.
Для себя мы определили следующие цель и задачи по сотрудничеству с родителями воспитанников:
Цель: способствовать становлению партнерского взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Задачи:
- повышать педагогическую компетентность родителей через различные формы работы.
- способствовать благоприятному прохождению процесса адаптации у детей и родителей, снятию тревожности у родителей, преодолению стрессового состояния.
- создать благоприятные условия для творческой самореализации всех участников образовательного процесса.
Мы педагоги, всегда сталкиваемся со своими трудностями при взаимодействии с родителями:
Педагоги | Старший воспитатель |
- у молодых педагогов отсутствует опыт при общении с родителями; - возрастной барьер, между молодыми педагогами и родителями; - нахождение индивидуального подхода в общение с детьми и родителями; - психологический настрой на время адаптационного периода. | - погасить сомнения и негативное отношение родителей к общественному дошкольному воспитанию; - установить доверительные отношения с родителями воспитанников; - представить с положительной стороны педагогов с которым будут сотрудничать родители в группе; - развеять негативное влияние СМИ на родителей о воспитательно - образовательном процессе. |
Чтобы преодолеть эти трудности, я использую различные формы и методы педагогического просвещения педагогов и родителей:
Педагоги | Родители |
|
|
Для педагогического просвещения родителей, можно много использовать различных форм и методов, но будут ли они эффективны и интересны? Для нашего педагогического коллектива самыми удачными формами и методами педагогического просвещения являются семейный клуб «Бусинка» и «День открытых дверей».
В семейных клубах людей объединяет общие интересы, проблемы и поиски их решения. Тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями. Семейные клубы – динамические структуры, которые могут объединятся в одну большую или дробиться на мелкие, - всё зависит от тематики встречи и замысла.
В нашем семейном клубе «Бусинка» отношения с семьями строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. В учебном году всего 9 встреч в форме открытых тематических занятий (например, «Я хочу много двигаться», «Я танцую и пою», «Я строю», «Я люблю поговорить», «Я люблю экспериментировать»), где родители являются, не зрителями, а непосредственными участниками игрового процесса. Ведущим является один из педагогов.
Мероприятия «День открытых дверей» в нашем учреждении проводим ежегодно, он приурочен к всемирному «Дню семьи», дата которого 15 мая. Готовиться к этому дню, мы начинаем задолго до намеченного времени: составляем красочное объявление, продумываем украшение зала, репертуар, содержание номеров, организационные моменты. Организуем его в форме праздничного концерта, каждая возрастная группа представляет по два номера. Родители приглашаются в качестве зрителей. Так же проходит вручение грамот семьям, которые в течение года принимали активное участие в жизни группы и учреждения. Приглашаем на экскурсию по учреждению родителей будущих воспитанников, так как они проявляют интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются.
День открытых дверей даёт возможность ознакомить родителей с нашим дошкольным учреждение, его традициями, правилами, особенностями воспитательно – образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Так же, родители получают возможность наблюдать за своими детьми, в ситуации отличной от семейной, проанализировать их поведение и умение, перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий.
В заключение, можно сделать вывод, что семья и ДОУ связанны преемственностью, чтобы обеспечить непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребёнка и представляет собой институт вторичной социализации. И эти два института тесно связанны между собой.
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада).
Так же необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и др.)
Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьёй совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3. Н.М. Сертакова «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образования учреждение с семьёй» ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
4. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду»
5. Источники интернет ресурса
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей
В статье представлены материалы, которые могут быть использованы специалистами в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей....
Организация работы с родителями в вопросах правильного питания дошкольников
Какие формы работы с родителями были организованны в вопросе правильного питания дошкольников....
Газета группы как средство повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников Воспитатель высшей категории: Костина Светлана Борисовна
Газета "Бельчата" , для любознательных родителей....
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...
Опыт работы с родителями в вопросе воспитания экологической культуры у дошкольников.
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаим...
Консультирование родителей по вопросам формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания
Быть родителями - одно из самых важных занятий в мире. Именно родители становятся первыми и самыми лучшими воспитателями. Любовь, понимание понятия « детство», знание каждого периода развития ребенка ...