Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей
статья на тему
В статье представлены материалы, которые могут быть использованы специалистами в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа психолога-консультанта с родителями на основе типологического подхода | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей (статья).
Психологам-консультантам часто приходится сталкиваться с запросом родителей на оптимизацию процесса воспитания детей в семье. В ряде случаев сложности родителей в нахождении подхода к детям обусловлены недостаточным пониманием их врожденных психологических особенностей. По своим индивидуально-типологическим особенностям родители могут кардинально отличаться от детей, что является фактором недопонимания (до формирования несовместимых отношений). Кроме того, в одной и той же семье могут расти дети с совершенно различными свойствами темперамента, испытывающими потребность в различных воспитательных подходах.
Хорошим и удобным инструментом психолога в подобных случаях является использование типологического подхода К. Юнга - Д. Кейрси к оценке индивидуальных различий детей. Специально организованный структурированный опрос родителей позволяет оперативно собрать необходимую информацию о врожденных особенностях ребенка, сопутствующий рисках развития, сильных и относительно слабых особенностях его психики, наиболее подходящем типе обратной связи и типе воспитания.
Ниже приведена информация о проявлениях типологических качеств, обобщенная для удобства оценки в таблицу. Данные пары индивидуальных особенностей детей являются достаточно устойчивыми (врожденными) и проявляются в поведении ребенка очень рано.
Таблица
Проявления типологических черт в поведении ребенка
Пары сравнений | |
Экстраверсия (E) -Быстро ориентируется, реагирует и действует в новой ситуации. -Легко и продуктивно взаимодействует с окружающими, любит общаться. -Имеет много друзей, знакомых. -Негативные контакты предпочитает полному отсутствию внимания. -В общении проявляет отзывчивость, энтузиазм, экспрессивность. -Получает поддержку и положительные оценки от сверстников и взрослых. | Интроверсия (I) -Надолго задумывается над идеей или предметом, в новой ситуации ведет себя осторожно. -Медленно развивает навыки общения с окружающими, испытывает потребность в уединении. -Поддерживает относительно небольшое количество отношений. -Болезненно реагирует и с трудом переносит негативные контакты. -Сдержан, стеснителен, скован при общении. - Растет в относительном вакууме, часто испытывая сомнения в себе. |
Здравомыслие (S) -Конкретен в поведении и взглядах на жизнь. -Нравятся книги с большим количеством фактов и действий. -Предпочитает новые истории уже известным. -Воспринимает игрушки такими, какие они есть. -Спокойно относится к изменению планов. -Ориентирован на настоящее. -Как правило, обладает устойчивой самооценкой. -В поведении конкретен и самостоятелен. -В дружбе ровен. | Интуиция (N) -Любит фантазировать и мечтать. -Нравятся волшебные сказки, фантастика. -Может наслаждаться сказкой, которую слышал уже сотни раз. -Придумывает новое предназначение игрушкам. -Нарушение договоренности воспринимает болезненно. -Ориентирован на будущее. -Наделен чрезвычайно ранимой самооценкой. -В поведении часто копирует воображаемый идеал. -В дружбе способен на сильную привязанность, но может также сильно ненавидеть. |
Размышление (T) -Если взрослые просят сделать что-нибудь непонятное, следуют вопросы «зачем», «почему». -Ориентирован на практические занятия и рациональное взаимодействие с миром. -Защищен от неблагоприятного психологического климата. -Не любит, когда до него дотрагиваются, имеет проблемы в принятии любви родителей. Контролирует и прячет свои чувства, редко плачет. -Производит впечатление сдержанного и защищенного. | Переживание (F) -В той же ситуации последует вопрос «для кого». -Ориентирован на людей, чувствителен к настроениям, проблемам окружающих. -Восприимчив к психологическому климату и проблемам окружающих людей. -С удовольствием реагирует на физический контакт, ласков, отзывчив. -Не скрывает эмоциональное состояние, может о нем рассказать. -Выглядит для окружающих чувствительным и ранимым. |
Планомерность (J) -Предпочитает определенность, решенность, устроенность. -Желает видеть вокруг себя устойчивое, упорядоченное, стандартное окружение. -Вовремя готовится к занятиям. -Не любит опаздывать. -Свои вещи, комнату, себя содержит в порядке. -Любит планировать все заранее. -Исполнительный. -Отчетливая речь. Четкие и точные фразы. | Импульсивность, спонтанность (P) -Предпочитает иметь постоянную возможность выбора. -Безразличен к организованности, особенно навязанной извне. -Не любит готовить уроки. -Не беспокоится о том, чтобы успеть к назначенному времени. -«Творческий» беспорядок в комнате и вещах. -Не любит ограничивать себя рамками и сроками. -Непосредственный. -Экспериментирует со своей речью. |
Использование данного подхода позволяет специалисту быстро сориентироваться в ситуации развития ребенка, заявленной родителем проблеме и оказать клиентам необходимую помощь. Кроме того, данный метод может служить основой для расширения воспитательной и общей коммуникативной компетентности родителей.
Литература
1. К.Г.Юнг. Психологические типы. - М.: «Университетская книга», 1996.
2.Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб: «Андреев и сыновья», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ
Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...
Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"
Ян Амос Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....
Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера...
Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста
ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ- &l...
Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...
«Педагог, как инструмент развития компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»
В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;- активиза...