Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей
статья на тему

Владимирова Ирина Михайловна

В статье представлены материалы, которые могут быть использованы специалистами в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей (статья).

Психологам-консультантам часто приходится сталкиваться с запросом родителей на оптимизацию процесса воспитания детей в семье. В ряде случаев сложности родителей в нахождении подхода к детям обусловлены недостаточным пониманием их врожденных психологических особенностей. По своим индивидуально-типологическим особенностям родители могут кардинально отличаться от детей, что является фактором недопонимания (до формирования несовместимых отношений). Кроме того, в одной и той же семье могут расти дети с совершенно различными свойствами темперамента, испытывающими потребность в различных воспитательных подходах.

Хорошим и удобным инструментом психолога в подобных случаях является использование типологического подхода К. Юнга - Д. Кейрси к оценке индивидуальных различий детей. Специально организованный структурированный опрос родителей позволяет оперативно собрать необходимую информацию о врожденных особенностях ребенка, сопутствующий рисках развития, сильных и относительно слабых особенностях его психики, наиболее подходящем типе обратной связи и типе воспитания.

Ниже приведена информация о проявлениях типологических качеств, обобщенная для удобства оценки в таблицу. Данные пары индивидуальных особенностей детей являются достаточно устойчивыми (врожденными) и проявляются в поведении ребенка очень рано.

                                                                                           Таблица

Проявления типологических черт в поведении ребенка

Пары сравнений

Экстраверсия (E)

-Быстро ориентируется, реагирует и действует в новой ситуации.

-Легко и продуктивно взаимодействует с окружающими, любит общаться.

-Имеет много друзей, знакомых.

-Негативные контакты предпочитает полному отсутствию внимания.

-В общении проявляет отзывчивость, энтузиазм, экспрессивность.

-Получает поддержку и положительные оценки от сверстников и взрослых.

Интроверсия (I)

-Надолго задумывается над идеей или предметом, в новой ситуации ведет себя осторожно.

-Медленно развивает навыки общения с окружающими, испытывает потребность в уединении.

-Поддерживает относительно небольшое количество отношений.

-Болезненно реагирует и с трудом переносит негативные контакты.

-Сдержан, стеснителен, скован при общении.

- Растет в относительном вакууме, часто испытывая сомнения в себе.

Здравомыслие (S)

-Конкретен в поведении и взглядах на жизнь.

-Нравятся книги с большим количеством фактов и действий.

-Предпочитает новые истории уже известным.

-Воспринимает игрушки такими, какие они есть.

-Спокойно относится к изменению планов.

-Ориентирован на настоящее.

-Как правило, обладает устойчивой самооценкой.

-В поведении конкретен и самостоятелен.

-В дружбе ровен.

Интуиция (N)

-Любит фантазировать и мечтать.

-Нравятся волшебные сказки, фантастика.

-Может наслаждаться сказкой, которую слышал уже сотни раз.

-Придумывает новое предназначение игрушкам.

-Нарушение договоренности воспринимает болезненно.

-Ориентирован на будущее.

-Наделен чрезвычайно ранимой самооценкой.

-В поведении часто копирует воображаемый идеал.

-В дружбе способен на сильную привязанность, но может также сильно ненавидеть.

Размышление (T)

-Если взрослые просят сделать что-нибудь непонятное, следуют вопросы «зачем», «почему».

-Ориентирован на практические занятия и рациональное взаимодействие с миром.

-Защищен от неблагоприятного психологического климата.

-Не любит, когда до него дотрагиваются, имеет проблемы в принятии любви родителей.

Контролирует и прячет свои чувства, редко плачет.

-Производит впечатление сдержанного и защищенного.

Переживание (F)

-В той же ситуации последует вопрос «для кого».

-Ориентирован на людей, чувствителен к настроениям, проблемам окружающих.

-Восприимчив к психологическому климату и проблемам окружающих людей.

-С удовольствием реагирует на физический контакт, ласков, отзывчив.

-Не скрывает эмоциональное состояние, может о нем рассказать.

-Выглядит для окружающих чувствительным и ранимым.

Планомерность (J)

-Предпочитает определенность, решенность, устроенность.

-Желает видеть вокруг себя устойчивое, упорядоченное, стандартное окружение.

-Вовремя готовится к занятиям.

-Не любит опаздывать.

-Свои вещи, комнату, себя содержит в порядке.

-Любит планировать все заранее.

-Исполнительный.

-Отчетливая речь. Четкие и точные фразы.

Импульсивность, спонтанность (P)

-Предпочитает иметь постоянную возможность выбора.

-Безразличен к организованности, особенно навязанной извне.

-Не любит готовить уроки.

-Не беспокоится о том, чтобы успеть к назначенному времени.

-«Творческий» беспорядок в комнате и вещах.

-Не любит ограничивать себя рамками и сроками.

-Непосредственный.

-Экспериментирует со своей речью.

Использование данного подхода позволяет специалисту быстро сориентироваться в ситуации развития ребенка, заявленной родителем проблеме и оказать клиентам необходимую помощь. Кроме того, данный метод может служить основой для расширения воспитательной и общей коммуникативной компетентности родителей.

Литература

1. К.Г.Юнг. Психологические типы. - М.: «Университетская книга», 1996.

2.Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб: «Андреев и сыновья», 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....

Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера...

Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста

ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ- &l...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...

«Педагог, как инструмент развития компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»

В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;- активиза...