Опыт работы с родителями в вопросе воспитания экологической культуры у дошкольников.
материал (подготовительная группа)
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, пробудить их интерес к жизни детей в д/саду, активизировать участие в различных мероприятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с родителями в вопросе воспитания экологической культуры у дошкольников.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем-
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала –
Не наукой, а частью души!
А.В.Смирнова
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, пробудить их интерес к жизни детей в д/саду, активизировать участие в различных мероприятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Наш детский сад с этой точки зрения располагается в прекрасном месте - в непосредственной близости от учреждения, буквально через дорогу, располагается живописный заповедный Павловский парк. Да и сама территория учебного заведения представлена лесо - парковой полосой, нас окружает зеленая территория с собственным фруктовым садом. Воздух в этом месте славится особой чистотой. Здесь не только приятно, но и полезно гулять на свежем воздухе зимой и летом. Родители наших воспитанников с первого дня нашей работы тоже делились своими впечатлениями, говорили: «Как же нам повезло, что своего ребёнка водим именно в этот детский сад. В каком же чудесном месте он располагается!» Поэтому с первого дня нашей работы в детском саду мы обдумывали вопрос, как примыкающую к детскому саду территорию, сделать соответствующей тому, что нас окружает, чтобы не испортить, а только приукрасить. В этом вопросе мы преследовали не только эстетическую цель - благоустройство территории ДОУ, но и основную цель - экологическое воспитание, то есть воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, развивать умение ребёнка не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитательное значение окружающей нас природы, среды трудно переоценить. Ребёнок, общаясь с растениями, животными, становится мягче, добрее. Через экологическое воспитание можно развить в детях такие качества как гуманность, трудолюбие, коллективизм.
Хочется отметить, что задачей детского сада по ФГОС является «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам относится: беседы, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастер-класса, круглый стол, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, совместные прогулки и экскурсии.
Одной из форм работы с родителями является проведение родительских собраний. На первом собрании в беседе с родителями мы затронули наше желание эстетически грамотно и правильно оформить территорию участка детского сада. Хочется отметить, что родители поддержали нас в этом вопросе. С появлением оформленного участка появилась возможность постоянного непосредственного общения с природой. Это нам даёт возможность систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщению детей к труду. Немалое значение в воспитании нравственности имеет пример взрослых, родителей, воспитателей.
Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Одной из форм работы с родителями является проведение разных конкурсов. Мы понимаем, что современные родители очень заняты, свободного времени очень мало, но в нашей группе родители охотно принимали активное участие в организованных нами конкурсах, некоторые из них были как раз на экологическую тему, конкурсы экологической направленности. Так, например, конкурс «Лучшая кормушка» был направлен на изучение и охрану зимующих птиц, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Ещё отметим один из наших смотров-конкурсов «Дары осени».
Данный конкурс был направлен на приобщение детей и родителей к экологическому воспитанию, на формирование умения бережно относиться к природе и на формирование первичных трудовых навыков.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, развивает творческое мышление, воображение родителей.
Без сомнения, семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием. Поэтому мы привлекаем родителей к воспитанию нравственных качеств детей посредством экологического воспитания в разных формах, например: консультации в папках - передвижках, рекомендации, родительские собрания.
Мы, как воспитатели, хотим стимулировать успешное вовлечение родителей в нашу работу, для этого нам необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями наших воспитанников. Поэтому для себя мы выбрали такие формы взаимодействия с родителями наших воспитанников, которые сближают между собой нас, педагогов, родителей и детей. Хочу остановиться на такой форме взаимодействия с родителями, как совместная реализация различных проектов. Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Для того чтобы организовать проектную деятельность наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Во – первых, для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности предоставляется информация о предстоящей проектной деятельности, то есть педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности, проводятся беседы по теме проекта. Помощь родителей может проявляться в подборе художественной и научной литературы. родители – источник информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.
Так, именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению.
То есть родители испытывают чувство сопричастности к успехам детей. По итогам проектной деятельности важно подвести итоги, похвалить и детей, и родителей. После завершения проектной деятельности мы проводим родительское собрание, где подводим итоги и осуществляем показ презентации продукта проекта.
На данный момент подходит к завершению наш краткосрочный проект «Земля – планета жизни». Проект приурочен к Международному дню Земли, празднику чистой воды, Земли и воздуха. Нами были даны рекомендации родителям по организации целевых прогулок на природу, проводилась консультация, а также была организована выставка совместного творчества детей и родителей «Наша прекрасная планета Земля». Инновацией текущего проекта является наша идея провести совместного с родителями мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала «Новинки из мусорной корзинки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...
Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...
"Воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе работы с природными материалами"
Влияние труда с природным материалом, на развитие ребёнка дошкольного возраста....
Консультация для родителей: «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
«Воспитание экологической культуры у дошкольников»....
Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
laquo;Воспитание экологической культуры у дошкольников»....
Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...
Перспективное планирование работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры
Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...