тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Таибова Руфия Алибековна

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.

Методы и приемы работы

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки    
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами

пазлы, мозаика

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

     Одним из уникальных средств  развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.

     Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:

Содействовать: 1. Развитию координации рук, мелкой моторики у детей 4-5 лет;

2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;

3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;

4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.

     Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

     Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.  

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 

 Предполагаемый результат :

Динамика развития мелкой моторики.

Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Самореализация

подготовка презентации

Изучение методической литературы

Отчет о проделанной работе

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...

Тема самообразования. "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,как развивается ребенок....

План самообразования "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов....

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младше...

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по в...