План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
материал (средняя группа)

Савинова Светлана Борисовна

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

В средней   группе

2021-2022 уч.год

Тема:  «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Вызвать у детей интерес к разным видам продуктивной деятельности.
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
  • Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
  • Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ;
  • Оказать консультационную поддержку родителям по развитию и совершенствованию у детей мелкой моторики рук;
  • Улучшать общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.

Формы работы с детьми:

  • Совместная работа с детьми;
  • Индивидуальная работа;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

  •  НОД – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности ( пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
  • Работа с родителями ( консультации онлайн).

Методы и приёмы работы:

  • Объяснение, показ, беседа, игра;
  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  • Изготовление дидактических игр, шнуровок;
  • Лепка из пластилина;
  • Игры с кубиками, конструкторами;
  • Рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
  • Пальчиковый театр.

Игры:

  • « Геометрические вкладыши»;
  • « Крупная и мелкая мозаика»;
  • « Пирамидка»;
  • « Игры в сухом бассейне для рук»;
  • « Узнай что в мешочке?»;
  • « Разрезные картинки»;
  • « Строим из конструктора»;
  • « Пазлы деревянные и картонные»;
  • « Шнуровка»;
  • « Прищепки»;
  • « Игры с массажными мячиками».

Предполагаемый результат: Дети смогут правильно держать столовые приборы, принадлежности для занятий по художественно-эстетическому развитию; будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

План самообразования :

  • Актуальность выбранной темы;

  • Отчет по самообразованию;

  • Вывод.

1.Актуальность выбранной темы.

В наше время особенно актуальной встала проблема мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.

Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно его отделы, которые отвечают за речь.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной системой организма.

Продуктивная деятельность в детском саду - это вид практики, в процессе которого воспитанники развивают свои умственные и творческие способности, а также сенсорное восприятие, мелкую моторику. К продуктивной деятельности относят рисование, конструирование, лепку, аппликацию и др. Стоит отметить, что продуктивная деятельность оказывает положительное влияние на ребенка, а именно: развивает мышление, воображение, усидчивость и аккуратность. Занимаясь различными видами продуктивной деятельности, ребенок учится планировать свои действия, которые должны привести его к желаемому результату.

Проблема: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста, через продуктивную деятельность.

2. Отчет по самообразованию.

Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения цели, я разработала план самообразования, на который опиралась в течение всего периода работы.

План работы

Раздел плана

Сроки

Форма

Практический выход

Работа с детьми

В течение учебного года.

1.Разработать перспективное планирование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность».

3. Дидактические игры в различных видах деятельности.

3. Занятия для развития мелкой моторики рук.

1.Перспективный план работы .

3.Картотека дидактических игр.

3. Необходимый материал и оборудование для данных занятий.

Работа с родителями

В течение учебного года.

1.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук через игровую и продуктивную деятельность"

 ( онлайн).

 «Развитие мелкой моторики рук  в домашних условиях"

 ( онлайн).

2.Папка-передвижка

( фото детей)

 «Игры с пальчиками».

3. Памятка для родителей : «Игры с прищепками»

4. Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Пополнение собственного сайта воспитателя.

Изучение методической литературы

Октябрь, февраль.

В течение года

Работа с родителями.

Изучение журналов

« Дошкольное воспитание»; интернет ресурсы.

Консультации для родителей.

Изучение статей по данному направлению.

Вывод:

И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Перспективный план работы

Время проведения

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста»

Инд.работа

- Игры с прищепками.

Памятка для родителей : «Игры с прищепками»

Октябрь

Групповая лепка ’’Сливы и лимоны’’.

 

Консультация для родителей на тему: ««Развитие мелкой моторики рук через игровую и продуктивную деятельность"

 ( онлайн).

Инд.работа

- Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

 

 

Ноябрь

Игры с сыпучим материалом.

 

 

Инд.работа

Игра «Геометрические фигуры».

 

 

Декабрь

Групповое рисование «Снегурочка»

 

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

 

Инд.работа.
- Намотай нитку на катушку.
- Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

 

 

Январь

Групповая аппликация «Новогодняя елочка».

 

 

Инд.работа
-Д/ игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
«Собери бусы»
«Собери матрешку»
«Собери картинку (пазлы)»

 

 

Февраль

Групповая аппликация «Кораблик».

Консультация для воспитателей
«Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать»

 

Инд.работа
- Игры с природным материалом. (выкладывание узора).

 

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук  в домашних условиях"

 ( онлайн).

Март

Групповое рисование

« Цветы для мамы».

 

 

Инд.работа.
Выкладывание изображений из геометрических фигур и счетных палочек.

 

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Апрель

Групповая аппликация

« Этот загадочный космос».

Инд.работа

-Самомассаж модулями овощей. (Верчение их между ладонями).

Май

Групповое рисование

«Мое любимое солнышко».

Инд.работа.

-Упражнение «Плетение косички» из веревочек».

Перспективный план по теме:

«Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

у дошкольников через дидактические игры».

Форма работы

Месяц

Проведение диагностического обследования.

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий.

Выбор и определение темы самообразования .

Планирование работы по теме самообразования.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» ( онлайн).

Сентябрь

Изучить литературу:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» .

Разработать картотеку пальчиковых и дидактических игр.

Октябрь

Изучить литературу:

«Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин

Ноябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru».

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

( онлайн).

Декабрь

Подготовить памятку для родителей «Игры с прищепками»

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме.

Февраль

Подготовить папку-передвижку

( фото детей) на тему: «Игры с пальчиками».

Март

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» ( онлайн).

Апрель

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, через продуктивную деятельность».

Цель: развитие мелкой моторики через продуктивную деятельность.Задачи:Образовательные:     1.Закрепить знания детей о сказках и их главных героях.Развивающие:1....

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Презентация " Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС".

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелк...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность"

Целью данной презентации является всесторонее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную детельность....

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...