Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
- Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
- Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
- Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
- Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад 31 «Звёздочка»
План по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила:
Талаева Светлана Александровна
г. Новокубанск
2021 – 2022 учебный год.
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
- Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
- Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
- Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
- Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.
Актуальность:
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Познакомить детей со способами обследования предметов.
- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста..
- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.
- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- - сотрудничество через консультации,
- - родительские собрания,
- - беседы,
- - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- Использование дидактических игр:
- «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
- «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
- «Оденем куклу»
- «Пришей пуговицу»
- «Сухой бассейн»
- «Развешиваем белье»
- «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
- «Волшебные палочками» (счетные палочки)
- «Поиграй на пианино» и др.
- Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
- Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
- Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
- Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
- Лепка из пластилина и соленого теста.
- Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
- Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
- Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
- Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
- Упражнения по развитию мелкой моторики.
- Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. | Сентябрь 2021 г | Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук. | В течение года. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника» | Январь 2022г. | Конспект консультации |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Занятия по развитию навыков самообслуживания | В течение года | |
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок) | В течение года | Фотоотчет |
Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» - «На что похоже?» и т.д. | В течение года | картотека |
Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала: - «Выложи узор» - «Составь по образцу» - «Найди, что спряталось» - «Назови фигуры» и т.д. | В течение года | картотека |
Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них | В течение года | картотека |
Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней. | В течение года | картотека |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. |
Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей
С родителями планируется провести индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей», «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». А также привлечь родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Список использованной литературы:
1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004
3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009
6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с
7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000
8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011
7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)
8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008
9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)
10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001
11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.
13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1053886-1537286996.jpg)
Консультация для родителей. Тема: «КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/15/picture-1156063-1565865791.jpg)
Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1250981-1608045947.jpg)
Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-1355471-1635008313.jpg)
Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»
татья содержит информацию о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста, рассматривает возрастные особенности её развития. Помогает самостоятельно провести несложную первичную диа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-1355471-1635008313.jpg)
Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»
Статья содержит материал о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; в ней можно найти информацию о том, чем опасно для ребенка отставание в развитии мелкой моторики, об ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1111560-1677605782.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .
В данной картотеке представлено большое количество пальчиковых игр по основным лексическим темам, которые можно использовать как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях с детьми младшего и стар...