Статья "Конструирование технологической карты занятия на основе системно-деятельностного подхода"
статья
В статье представлены принципы системно-деятельностного подхода, этапы построения занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_tehnologicheskoy_karty_zanyatiya.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Конструирование технологической карты занятия
на основе системно-деятельностного подхода»
Подготовил: старший воспитатель,
Тиунова Т.Н.
«Одна из потребностей,
глубоко коренящаяся в человеческой природе,
состоит в стремлении к свободе выбора занятий
и их разнообразию».
А. Бебель
Основной целью дошкольного образования является – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми, взрослыми в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Но как подготовить психически и физически здоровую личность ребенка к жизни в современном обществе?
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:
- принцип целостности;
- принцип вариативности;
- принцип деятельности;
- принцип минимакса;
- принцип творчества;
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывности.
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
Занятие - ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач, возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность.
Обучение в процессе занятия независимо от формы его организации отличается программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Следует предусмотреть интеграцию таким образом, чтобы они дополняли друг друга при решении дидактических задач.
Занятие имеет определенную структуру, которая основана на совместной деятельности и строится: на партнёрской позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
Так выделяются три этапа, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: подготовительный этап, основной (процесс), заключительный.
Подготовительный этап предполагает организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. У ребенка формируется элементарный план: как ему будет необходимо действовать, в какой последовательности выполнять задание, к какому результату стремиться.
Основной этап – самостоятельная умственная или практическая деятельность. На данном этапе приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро справляется с заданием. В случае затруднения такому ребенку будет достаточно совета, наводящего вопроса. Некоторым детям требуется дополнительные объяснения, непосредственная помощь. Педагог стремиться, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о том, чему он научился. Достижение результата – завершение практической деятельности в занятии.
Заключительный этап – подведение итогов и оценка учебной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.
Как же проводится подготовка к занятию, которая включает следующие компоненты:
• Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;
• соответствие и продуманность структуры занятия задачам и сюжетная линия (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой), целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания;
• Подготовка материала и оборудование; РППС к занятию (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.);
• Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у детей умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность, проблемно-поисковая, исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.
При проведении занятия следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований: прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий, удовлетворение двигательной активности и длительность занятия, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода Тема: Байкальская вода
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подходаТема: Байкальская вода...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода) Группа вторая младшая «Елочка»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ(технология системно - деятельностного подхода)Группа вторая младшая Тема ОС«Елочка»Культурна практикаПродуктивная Культурно-смысловой ко...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Решение задач на сложение и вычитания Культурна практика Познавательн
Создать условия для формирования умения детей составлять задачи Закреплять умения измерять объем жидких веществ с помощью условной мерыРазвивать умения ориентироваться на листе бумаги в клеткуВос...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода) "Дымковская уточка"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3(технология системно - деятельностного подхода)Группа _вторая младшая___ Тема ОС«Украсим дымковскую уточку»Культурна практикаПродуктив...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода) Группа средняя "Мосты"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3(технология системно - деятельностного подхода)Группа _средняя___ Тема ОС«Мосты»Культурна практикаКонструктивно-модельная деятельность...
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода в подготовительной к школе группы....
Технологическая карта занятия в технологии системно-деятельностного подхода Квест-игра «Космическое приключение»
Данная технологичесая карта - это попыта построить образовательную деятельность в рамках системно - деятельного подхода, резльтатом которого является развитие личности ребенка на основе учебной деятел...