«Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога ДОУ»
статья

Овсянникова Наталья Анатольевна

В данной статье описывается опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога ДОУ для всех категорий детей. Раскрыты основные задачи и требования к организации игрового пространства в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Овсянникова Наталья Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сказка» п.г.т.Уренгой, педагог-психолог

«Организация игрового пространства в

кабинете педагога-психолога ДОУ»

     Аннотация

В данной статье описывается опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога ДОУ для всех категорий детей. Раскрыты основные задачи и требования к организации игрового пространства в соответствии с ФГОС.

    Ключевые слова: кабинет, зонирование, оборудование, требования, оснащение, развивающее пространство.

    «Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась

бы в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…»

Е.И.Тихеева

 Одно из важных условий успешной работы педагога-психолога в дошкольном учреждении – правильная организация игрового развивающего пространства. Под игровым пространством следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными и игровыми материалами и оборудованием. Среда, в которой обучается  ребёнок, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. 

Как вовлечь ребят в совместную с педагогом-психологом деятельность, построить интересное, увлекательное занятие, чтобы оно носило познавательный характер, было эмоционально окрашено, развивало творческую мыслительную активность ребят? Для этого должны быть созданы оптимальные условия  более продуктивного коррекционного и развивающего воздействия. С этой целью в нашем ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога.     Оборудование кабинета педагога-психолога определяется целями и задачами психологической деятельности, а именно:

  • Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога;
  • Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога;
  • Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;
  • Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;
  • Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

     В соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, игровое пространство кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.  

     Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх. 

Ребёнок должен приходить в кабинет к психологу с желанием и интересом. Обучающие задания должны чередоваться с развивающими играми, атмосфера кабинета призвана способствовать развитию познавательной и эмоциональной активности детей, вовлечению их в продуктивную совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Для этого всё учебное пространство кабинета поделено на зоны, которые соответствуют основным направлениям работы:

  • Зона коррекционно-развивающей работы оснащена необходимыми материалами для проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы. Здесь расставлены столы, стулья. Для проведения игровых занятий, в ходе которых дети свободно размещаются на полу, в кабинете имеется ковёр, а так же разнообразный игровой материал.
  • Зона консультативной работы. Здесь я постаралась создать доверительную и свободную обстановку, помогающую посетителю, пришедшему на консультацию, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Способствуют этому такие элементы интерьера как удобные диван и кресла, живописный фонтанчик.
  • Зона организационно-планирующей деятельности. Эта зона необходима для подготовки к работе (занятиям, консультациям), обработки данных, хранения материалов, рабочей документации, методической литературы, пособий и т.д. В кабинете имеется практическая литература для работы с детьми, родителями, педагогами, методическая литература, просветительская литература.
  • Зона релаксации. Кабинет должен служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнению этой функции служит создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Во время релаксации дети лежат на специальных мягких ковриках под спокойную  музыку, звуки природы.

В психологическом кабинете имеются: практическая литература для работы с детьми и педагогами, методическая литература, просветительская литература для педагогов и родителей, интерактивный стол ActivTable, световой стол для рисования песком, сенсорная тропа. Накоплен большой  диагностический, коррекционный, раздаточный материал для работы с детьми (игры, картинки, ребусы, задания для развития памяти, внимания, мышления, восприятия, общей и мелкой моторики, массажёры, мелкие детали, пуговицы, верёвочки, шнуровки, коврики для релаксации).

Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога – это неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Психолог обеспечивает условия для перевода ребёнка из объекта в субъект воспитания, даёт ребёнку возможность быть самим собой, создаёт условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

Библиографический список

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.
  3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
  4. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного   процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010.
  5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игрового пространства

Предметно - игровая среда...

Конспекты игровых сеансов с педагогом-психологом в центре игровой поддержки "ЦИПРята"

Основная цель игровых сеансов - адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения; ранняя социализация ребенка....

Советы родителям по организации игрового пространства для детей

Советы родителям по организации  игрового пространства для детей...

Организация игрового пространства на участке детского сада в зимний период.

Зимой так важно правильно организовать игровое пространство на участке.  Чтобы ребята не скучали среди сугробов, а весело и с пользой проводили время на прогулке, родители нашей группы помогли ос...

Доклад "Организация игрового пространства с использованием игровых модулей"

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные  условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно- развивающей средой пон...

Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....

Консультация для педагогов: «Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....