Консультация для педагогов: «Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»
консультация

Данилина Наталья Александровна

В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комментарии к презентации28.85 КБ
Файл Презентация1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов:

«Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности» (комментарии к презентации)

Подготовила педагог: Н.А.Данилина, совместно с Е.В.Баловневой

1слайд 

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей.

(В основном это «Социально - коммуникативное развитие»)

2слайд 

В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Обратите внимание на целевые ориентиры выпускника ДОУ.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициатива детей сама находит выход в различных играх и физической активности, важно не запрещать этот процесс. 

Игры обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности.

В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни.

3слайд

Наши наблюдения за  детьми показывают, что в их деятельности всё реже появляются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Дети не умеют придумывать игру, не умеют развивать инициативу в игре, подчиняться правилам и самостоятельно контролировать подчинение правилам других участников игры. Дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры.

Мы всё больше времени уделяем образовательной деятельности , выполняя социальный заказ родителей (подготовка к школе) А в семье где растёт один ребёнок иногда  он и вовсе лишён игры,  взрослым просто некогда с ним играть. Поэтому у детей теряется навык игровой деятельности и желание.

Особое место в детских играх занимают современные игрушки.  Не всегда понятные взрослому, часто бесполезные и не развивающие игрушки – характерная примета нашего времени.

Например: Одно время наши дети были увлечены  Фёрбиками.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Пони, Феечек, трансформеров  в детской субкультуре считается престижным.

К играм детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется  в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Что не всегда для нас педагогов хорошо.

Например: В нашей группе под запретом любое оружие. В мире так много страшных войн, так пусть у нас в группе будет мир. Наша группа – мирная! Родители это приветствуют. Дети научились принимать это правило.

Оружие в детский сад не приносят, но пытаются стрелять из всего (используя предметы заместители)

 Психологи говорят, что при правильной педагогической работе такие игры зарождают необходимые мужские  профессии - мчс, пожарные, военные.

Что же необходимо учитывать при организации игрового пространства? :

Создавая условия для игры, необходимо предложить детям наиболее удобное в распорядке дня время для игры, а так же выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр. 

4слайд 

1.Возрастные особенности, так как каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители.

 В старшем дошкольном возрасте нужно организовать игровое пространство для ролевых игр, в котором дети смогут проявлять свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета.

2. Учитывать гендерные особенности   5слайд 

При создании в группе условий для саморазвития необходимо помнить, что мальчики и девочки по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

(6 слайд) Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.

(7 слайд)

Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм, развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны.

(8 слайд) Для мальчиков интересы заключаются в другом - это конструирование, военные игры, игры с машинками.

Появились и новые игровые роли: Человек – паук, полицейские, трансформеры и другие.

 Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, Часто взрослым не нравится поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну.

Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, поэтому лучше если у них будут конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

(9 слайд) Часто к девочкам присоединяются мальчики, которые хотят принимать участие в игре и выполнять роль «папы» или старшего «брата», друга.

 В  сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо  уделить особое внимание.

3. Учитываем образовательную программу, по которой работаем (10 слайд)

Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал должен быть подобран в программе в соответствии с тематическими циклами, что создаст основу для развития познавательных и творческих способностей детей, учитывая особенности детей с ОПД (опорно - двигательного аппарата).

4.В ФГОС ДО указаны требования к развивающей среде, поэтому при  организации  Игрового пространства нельзя забывать, что  среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п.3.3.4.) (11 слайд)

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы по которой работает учреждение.

Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Поэтому, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца.(дополняются, или меняются подготовительная-младшая)

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (12 слайд)

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов. Например: У нас в группе есть парикмахерская стационарная и сборная пластмассовая, которую мы убрали, но пришлось вернуть, так как она пользуется большим спросом у детей из-за своей мобильности. Дети перемещают её по своему замыслу. (13 слайд)

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Например:  В начале года мы оборудовали уголок уединения в одном месте, но наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что уголок уединения необходимо перенести в место наиболее комфортное для детей.

(14 слайд) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

(15слайд) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Мы стараемся тщательно отслеживать, что бы все атрибуты для игр были из безопасных материалов, а игровое пространство построено таким образом, чтобы был максимальный обзор.

Так же Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования предлагают (рекомендуют) на внедрение в игровое пространство игр сделанных руками детей.

Нам всем известно, что дети более трепетно относятся к своим поделкам, нежели к купленным играм, тем самым они учатся беречь игры и игрушки.

В своей работе мы основываемся на следующих  принципах работы с детьми:

- предоставление достаточного места для организации различных видов игр;
- игры, игрушки, пособия должны находиться в доступном для детей месте (на уровне роста детей);
 (16 слайд)

- создание  условий  для индивидуальных, групповых и коллективных игр; 
- обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

- моделирование игрового пространства;

-  обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

- свободный выбор детьми любого вида игр. (17 слайд)

- обеспечение взаимосвязи непрерывной образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности. (18 слайд)

Наши дети часто перемещают игры, атрибуты, а зачастую и целые уголки по своему замыслу в разные части игрового пространства. (19 слайд)

 Инициаторами игры могут быть 2-3 ребёнка, игра развивается, в результате играют все дети, игра может, длится долго, сюжет периодически меняется. (20 слайд)

Например: Собираются на пикник три девочки, в результате в отпуск в Тайланд прилетает вся группа. Упаковывали багаж, занимали места, разносили «какаво», укрывали друг друга пледами во время перелёта.

Мы поддерживаем и поощряем инициативу детей в их желании разнообразить игровые сюжеты, подобрать, внести или изготовить новые атрибуты для реализации игровых замыслов.

Так в этом году у нас проходит проект «В умелых руках всё в дело годится»

 (21 слайд) Цель проекта - Обогатить игровое пространство, в том числе и для сюжетно-ролевой игры.

Совместно с детьми и родителями мы изготовили атрибуты из бросового материала

 Некоторые из атрибутов мы вам сейчас продемонстрируем.

Подводя итог:

Мы стремимся создать игровое пространство нашей группы более насыщенным и интересным, для того, чтобы наши дети могли проявлять свою активность и инициативность в любой игровой деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности » составитель: Н.А . Данилина совместно с Е.В.Баловневой Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района Санкт-Петербурга 2018г.

Слайд 2

Развитие Развитие

Слайд 10

Необходимо учитывать при организации игрового пространства :

Слайд 21

ПРОЕКТ «В умелых руках всё в дело годится»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Консультация для педагогов "Организация здоровье сберегающего пространства в ДОУ"...

Методическая разработка на тему: «Эффективность использования игровых методик в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...

Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....

«Организация группового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

Данный материал поможет организовать группове пространство для развития детской инициативы....

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства  группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....

Консультация для педагогов «Познавательная гостиная как форма развития познавательной активности и инициативы старших дошкольников»

Проблема развития инициативности и познавательной активности у детей рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошко...