Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"
консультация
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.66 МБ |
Комментарии к презентации | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие Развитие
Необходимо учитывать при организации игрового пространства :
ПРОЕКТ «В умелых руках всё в дело годится»
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Консультация для педагогов:
«Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности» (комментарии к презентации)
Подготовила педагог: Е.В.Баловнева, совместно с Н.А.Данилиной
1слайд
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей.
(В основном это «Социально - коммуникативное развитие»)
2слайд
В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Обратите внимание на целевые ориентиры выпускника ДОУ.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициатива детей сама находит выход в различных играх и физической активности, важно не запрещать этот процесс.
Игры обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности.
В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни.
3слайд
Наши наблюдения за детьми показывают, что в их деятельности всё реже появляются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Дети не умеют придумывать игру, не умеют развивать инициативу в игре, подчиняться правилам и самостоятельно контролировать подчинение правилам других участников игры. Дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры.
Мы всё больше времени уделяем образовательной деятельности , выполняя социальный заказ родителей (подготовка к школе) А в семье где растёт один ребёнок иногда он и вовсе лишён игры, взрослым просто некогда с ним играть. Поэтому у детей теряется навык игровой деятельности и желание.
Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Не всегда понятные взрослому, часто бесполезные и не развивающие игрушки – характерная примета нашего времени.
Например: Одно время наши дети были увлечены Фёрбиками.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Пони, Феечек, трансформеров в детской субкультуре считается престижным.
К играм детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Что не всегда для нас педагогов хорошо.
Например: В нашей группе под запретом любое оружие. В мире так много страшных войн, так пусть у нас в группе будет мир. Наша группа – мирная! Родители это приветствуют. Дети научились принимать это правило.
Оружие в детский сад не приносят, но пытаются стрелять из всего (используя предметы заместители)
Психологи говорят, что при правильной педагогической работе такие игры зарождают необходимые мужские профессии - мчс, пожарные, военные.
Что же необходимо учитывать при организации игрового пространства? :
Создавая условия для игры, необходимо предложить детям наиболее удобное в распорядке дня время для игры, а так же выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
4слайд
1.Возрастные особенности, так как каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители.
В старшем дошкольном возрасте нужно организовать игровое пространство для ролевых игр, в котором дети смогут проявлять свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
2. Учитывать гендерные особенности 5слайд
При создании в группе условий для саморазвития необходимо помнить, что мальчики и девочки по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
(6 слайд) Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
(7 слайд)
Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм, развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны.
(8 слайд) Для мальчиков интересы заключаются в другом - это конструирование, военные игры, игры с машинками.
Появились и новые игровые роли: Человек – паук, полицейские, трансформеры и другие.
Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, Часто взрослым не нравится поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну.
Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, поэтому лучше если у них будут конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
(9 слайд) Часто к девочкам присоединяются мальчики, которые хотят принимать участие в игре и выполнять роль «папы» или старшего «брата», друга.
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделить особое внимание.
3. Учитываем образовательную программу, по которой работаем (10 слайд)
Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал должен быть подобран в программе в соответствии с тематическими циклами, что создаст основу для развития познавательных и творческих способностей детей, учитывая особенности детей с ОПД (опорно - двигательного аппарата).
4.В ФГОС ДО указаны требования к развивающей среде, поэтому при организации Игрового пространства нельзя забывать, что среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п.3.3.4.) (11 слайд)
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы по которой работает учреждение.
Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Поэтому, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца.(дополняются, или меняются подготовительная-младшая)
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (12 слайд)
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов. Например: У нас в группе есть парикмахерская стационарная и сборная пластмассовая, которую мы убрали, но пришлось вернуть, так как она пользуется большим спросом у детей из-за своей мобильности. Дети перемещают её по своему замыслу. (13 слайд)
Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Например: В начале года мы оборудовали уголок уединения в одном месте, но наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что уголок уединения необходимо перенести в место наиболее комфортное для детей.
(14 слайд) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
(15слайд) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Мы стараемся тщательно отслеживать, что бы все атрибуты для игр были из безопасных материалов, а игровое пространство построено таким образом, чтобы был максимальный обзор.
Так же Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования предлагают (рекомендуют) на внедрение в игровое пространство игр сделанных руками детей.
Нам всем известно, что дети более трепетно относятся к своим поделкам, нежели к купленным играм, тем самым они учатся беречь игры и игрушки.
В своей работе мы основываемся на следующих принципах работы с детьми:
- предоставление достаточного места для организации различных видов игр;
- игры, игрушки, пособия должны находиться в доступном для детей месте (на уровне роста детей); (16 слайд)
- создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
- обеспечение условий изолированности между элементами зоны;
- моделирование игрового пространства;
- обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;
- свободный выбор детьми любого вида игр. (17 слайд)
- обеспечение взаимосвязи непрерывной образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности. (18 слайд)
Наши дети часто перемещают игры, атрибуты, а зачастую и целые уголки по своему замыслу в разные части игрового пространства. (19 слайд)
Инициаторами игры могут быть 2-3 ребёнка, игра развивается, в результате играют все дети, игра может, длится долго, сюжет периодически меняется. (20 слайд)
Например: Собираются на пикник три девочки, в результате в отпуск в Тайланд прилетает вся группа. Упаковывали багаж, занимали места, разносили «какаво», укрывали друг друга пледами во время перелёта.
Мы поддерживаем и поощряем инициативу детей в их желании разнообразить игровые сюжеты, подобрать, внести или изготовить новые атрибуты для реализации игровых замыслов.
Так в этом году у нас проходит проект «В умелых руках всё в дело годится»
(21 слайд) Цель проекта - Обогатить игровое пространство, в том числе и для сюжетно-ролевой игры.
Совместно с детьми и родителями мы изготовили атрибуты из бросового материала
Некоторые из атрибутов мы вам сейчас продемонстрируем.
Подводя итог:
Мы стремимся создать игровое пространство нашей группы более насыщенным и интересным, для того, чтобы наши дети могли проявлять свою активность и инициативность в любой игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Статья "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада"....
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
Организация игрового пространства на участке детского сада в зимний период.
Зимой так важно правильно организовать игровое пространство на участке. Чтобы ребята не скучали среди сугробов, а весело и с пользой проводили время на прогулке, родители нашей группы помогли ос...
Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...
Методическая разработка на тему: «Эффективность использования игровых методик в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...
Консультация для педагогов: «Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»
В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....
«Организация группового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»
Данный материал поможет организовать группове пространство для развития детской инициативы....