Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Русская изба»
план-конспект занятия (старшая группа)
НОД состоит из трех, связанных между собой, частей: вводная, основная и заключительная. В водной части дети идут к хозяйке избы в гости, здороваются по русскому народному обычаю, предлагается детям узнать как жили люди раньше на Руси.
. В основной – дети смотрят слайды, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, играют в игры «С ленточкой», хороводная «Золотые ворота», дидактическая « что было, что стало», играют на ложках
. В заключительной части подводится итог всего занятия, дается оценка детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_russkaya_izba.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ивушка» с. Пайвино Маслянинского района Новосибирской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему: «Русская изба»
Для детей старшей группы
воспитатель Кузнецова И.П.,
первая квалификационная категория
2021 год
с.Пайвино
Цель:
Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, ухват, чугунок, самовар и т.д.);
Обогатить словарь детей новыми словами русского быта.
Развивающие: Развивать умение детей отгадывать загадки о предметах домашнего обихода, отмечать их пользу.
Развивать речь детей, внимание, мышление и память.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными традициями, разучивание русских народных игр, чтение русских народных сказок.
Словарь: печь, прялка, ухват, чугунок, самовар.
Методы и приёмы:
Словесный: рассказ, беседа, загадки, вопросы;
Наглядный: рассматривание иллюстраций, презентация, старинные вещи;
Игровой: дидактическая игра «Что было, что стало», загадывание и отгадывание загадок; хороводная игра «Золотые ворота», игра на ложка.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, слайды с изображением русской избы, «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, веретено, самовар), картинки к игре «Что было, что стало», атласная ленточка для игры, русский народный костюм для хозяйки и для детей, музыкальное сопровождение, деревянные ложки, шкатулка с загадками, угощение.
Ход занятия:
Дети в русских народных костюмах заходят в «избу», воспитатель в русском народном костюме их встречает.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рада видеть вас у себя в гостях! Давайте поздороваемся со всеми по русскому старинному обычаю.
Дети: Здраве будете! (будьте здоровы). Кланяются, прижав руку к сердцу.
Воспитатель: Спасибо, что пришли ко мне в гости! А хотите узнать, как жили люди раньше на Руси.
Рассаживайтесь удобнее. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
(ответы детей)
Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Строили дома из сосен, ели и лиственницы, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Такие дома назывались ИЗБОЙ и люди старались их строить у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу, женщины стирались и носили домой воду
Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей» (высказывания детей)
Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу (показ) называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Дети, если эта стена избы (показ)- её «лицо», как могли люди называть окна?
Ответы детей: Глазами.
Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками (показать) т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца - глаза ставнями и весь дом погружался в сон.
В избу входили, кланяясь, как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: - Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.
Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Воспитатель: Печь - это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Из мебели в избе были только стол, лавки, полки и сундуки. В сундуке хранили и деньги и одежду, его запирали на замок. Чем больше сундуков в доме, тем богаче считалась семья. На полках хранили посуду. На лавках сидели и работали, спали и играли.
А вы хотите поиграть в игру?
Проводится «Игра с лентой».
Воспитатель: Вам понравилось играть? Пойдемте со мной, сядем вот на эту лавку. Посмотрите, у меня есть шкатулка с загадками. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину, у чугунка был соперник, который огня не боится и воды не страшится.
Посмотрите вокруг, что это? (горшок)
Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо. Молоко в таком горшочке ни кисло. Но в отличии от чугунка горшок был хрупким так как он сделан из глины.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Дети под народную музыку играют на ложках.
Воспитатель продолжает загадывать детям загадки:
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... (утюг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали, вязали, плели лапти, корзины, некоторые умельцы ткали половики. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. А в свободное от работы время любили поиграть, песни попеть и поплясать.
Хотите поиграть в русскую народную игру?
Проводится игра «Золотые ворота»?
Воспитатель: А сейчас дети у меня для вас есть еще одно задание о предметах быта.
Игра: «Что было, что стало»
Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали много интересного о жизни и быте русского народа.
Молодцы ребята, что пришли ко мне в гости.
Посмотрите, у меня есть вот такие чугунки, если вам было интересно у меня в гостях возьмите улыбающийся чугунок, а если нет то возьмите грустный чугунок.
Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! По русским традициям всех гостей приглашали за стол, и я приглашаю вас на чаепитие с пряничками, сушками да блинами.
Спасибо дорогие гости, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Тепло и уют в казачьей хате»
ознакомление дошкольников с кубанским подворьем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие с Лунтиком в зимний лес»
Уточнять и закреплять представления детей о диких животных. Расширять конкретные знания об особенностях их внешнего вида и среде обитания....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Другу мы всегда поможем»
Расширять знания детей о значении лекарственных растений, овощей и фруктов для поддержания здоровья и профилактики болезней. Познакомить детей с различными видами лекарственных растений, а так же с по...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.
Конспект по познавательному развитию рекомендован педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям воспитанников. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»
формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициям и обычаям....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Люблю березку русскую
Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Уточнить понятие «берест...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....
- Мне нравится (1)