Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Русская изба»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузнецова Ирина Петровна

 

НОД состоит из трех, связанных  между собой,  частей: вводная, основная и заключительная. В водной части дети идут к хозяйке избы в гости, здороваются по русскому народному обычаю, предлагается детям узнать как жили люди раньше на Руси.

 

. В основной – дети смотрят слайды, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, играют в игры «С ленточкой», хороводная «Золотые ворота», дидактическая « что было, что стало», играют на ложках

. В  заключительной части  подводится итог  всего  занятия,  дается оценка  детской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkaya_izba.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение детский  сад «Ивушка» с. Пайвино Маслянинского района Новосибирской области

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему: «Русская изба»

Для детей старшей группы

воспитатель Кузнецова И.П.,

                                                          первая квалификационная категория

2021 год

с.Пайвино

Цель:

 Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, ухват, чугунок, самовар и т.д.);

Обогатить словарь детей новыми словами русского быта.

Развивающие: Развивать умение детей отгадывать загадки  о предметах домашнего обихода, отмечать их пользу.  

Развивать речь детей, внимание, мышление и память.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;  доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными традициями, разучивание русских народных игр, чтение русских народных сказок.

Словарь: печь, прялка, ухват, чугунок, самовар.

Методы и приёмы:

Словесный: рассказ, беседа, загадки, вопросы;

Наглядный: рассматривание иллюстраций, презентация, старинные вещи;

Игровой: дидактическая игра «Что было, что стало», загадывание и отгадывание загадок; хороводная игра «Золотые ворота», игра на ложка.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, слайды с изображением русской избы, «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, веретено, самовар), картинки к  игре «Что было, что стало», атласная ленточка для игры,  русский народный костюм для хозяйки и для детей, музыкальное сопровождение, деревянные ложки, шкатулка с загадками, угощение.

Ход занятия:

Дети в русских народных костюмах заходят в «избу», воспитатель в русском народном костюме их встречает.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рада видеть вас у себя в гостях!  Давайте поздороваемся со всеми по русскому старинному обычаю.

Дети: Здраве будете! (будьте здоровы). Кланяются, прижав руку к сердцу.

Воспитатель: Спасибо, что пришли ко мне  в гости! А хотите узнать, как жили люди раньше на Руси.

Рассаживайтесь  удобнее. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Строили дома  из сосен, ели и лиственницы, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить.  В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Такие  дома назывались  ИЗБОЙ и люди  старались их строить у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу, женщины стирались и носили домой воду

Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей» (высказывания детей)

Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу (показ) называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Дети, если эта стена избы (показ)- её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками (показать) т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца - глаза ставнями и весь дом погружался в сон.

 В избу входили, кланяясь, как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Воспитатель: - Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

 Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. А для чего нужна была печь?

 Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

 Из мебели в избе были только стол, лавки, полки и сундуки.  В сундуке хранили и деньги и одежду, его запирали на замок. Чем больше сундуков в доме, тем богаче считалась семья. На полках хранили посуду. На лавках сидели и работали, спали и играли.

А вы хотите поиграть в игру?

Проводится  «Игра с лентой».

Воспитатель: Вам понравилось играть? Пойдемте со мной, сядем вот на эту лавку. Посмотрите, у меня есть шкатулка с загадками.  Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину, у чугунка был соперник, который огня не боится и воды не страшится.

Посмотрите вокруг, что это? (горшок)

Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо. Молоко в таком горшочке ни кисло. Но в отличии от чугунка горшок был хрупким так как он сделан из глины.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Дети под народную музыку играют на ложках.

Воспитатель продолжает загадывать детям загадки:

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки
.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... (утюг)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали, вязали, плели лапти, корзины, некоторые умельцы ткали половики. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. А в свободное от работы время любили поиграть, песни попеть и поплясать.

Хотите поиграть в  русскую народную игру?

Проводится игра «Золотые ворота»?

Воспитатель: А сейчас дети у меня для вас есть еще одно задание о предметах быта.

Игра: «Что было, что стало»

Воспитатель:   Мы сегодня с вами узнали  много интересного о жизни и быте русского народа.

Молодцы ребята, что пришли ко мне в гости.

Посмотрите, у меня есть вот такие чугунки, если вам было интересно  у меня в гостях возьмите улыбающийся чугунок, а если нет то возьмите грустный чугунок.  

   Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! По русским традициям всех гостей приглашали за стол, и я приглашаю вас на чаепитие с пряничками, сушками да блинами.

 Спасибо дорогие гости, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие с Лунтиком в зимний лес»

Уточнять и закреплять представления детей о диких животных. Расширять конкретные знания об особенностях их внешнего вида и  среде обитания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Другу мы всегда поможем»

Расширять знания детей о значении лекарственных растений, овощей и фруктов для поддержания здоровья и профилактики болезней. Познакомить детей с различными видами лекарственных растений, а так же с по...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.

Конспект по познавательному развитию рекомендован  педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям   воспитанников.               ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»

формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициям и обычаям....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Люблю березку русскую

Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Уточнить понятие «берест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....