Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenieno1_kospekt_nod_russkaya_izba.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
«Знакомство с русской избой»
Подготовила
Воспитатель Швыркова.Ж.Г
Цель: знакомство с русской избой
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициям и обычаям.
- обобщить и систематизировать знания детей о предметах старинного быта
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
Развивающие:
-развивать у детей представления об устройстве человеческого жилья, о предметах хозяйственной деятельности.
- развивать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.
- развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных пословиц, поговорок.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
-воспитывать любознательный интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей
Обогащение словаря детей: (печь, лавка, сундук, ухват, коромысло, красный угол, кринка, самовар).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, изображением русской народной одежды, разучивание пословиц, поговорок, загадок, частушек. Чтение русских народных сказок.
Ход НОД:
(Воспитатель, в русском народном костюме под русскую народную музыку встречает детей).
Воспитатель: - Здравствуйте мои дорогие. Дети, давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю ( дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Ребята, а вы любите ходить в гости? (ответы детей). Я приглашаю вас в русскую избу, проходите.
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Гость на порог — хозяину радость. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Презентация со слайдами.
Дети садятся вокруг экрана
На слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Где раньше жили первые люди?(ответы детей)
А потом стали строить? (ответы детей).
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
Правильно деревянные дома из брёвен. Избы также назывались срубами, потому что их рубили топорами. Из дерева строили избы, мастерили столы, лавки, полки для посуды и другие нужные для хозяйства предметы. Давайте заглянем внутрь избы.
В деревенской избе самая главная это…( печь.)
Как в старину называли печь? (печь-матушка ). А почему ее так называли?(ответы детей).
Как вы думаете, зачем людям нужна печь?...(готовить еду, отапливать избу).
А для чего полочка на печи? (ответы детей).
Чтобы угольки не вывалились на пол, нужна была…(заслонка).
А что хранила хозяйка возле печи? (чугунки и горшки).
- Чтобы чугунок из печи достать, нужен…(ухват).
-Железный конь скачет в огонь.(кочерга)
-Где люди хранили молоко? (кринка).
Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают).
Изба красна углами, обед — пирогами.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Сижу подле печи, да грею плечи.
Мала печка, да тепленька.
Воспитатель: (после просмотра презентации). Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы детей). Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые частушки.
Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)
Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.
Коля, Коля, Николай
Сиди дома не гуляй,
А то девочки придут
Поцелуют и уйдут.
Катя, Катя. Катерина
Нарисована картина
Сидит Катя вышивает
И в окошко наблюдает.
Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули. В моей горнице много интересных вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка:
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Воспитатель: Ребята в русской избе был еще главный угол. Как он называется? (ответы детей).
Его называли «красный угол». В красном углу, самом чистом и
светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница
заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». (показ
рушника, божницы)
Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся
семья собиралась. Кто сидел на самом почетном месте? (ответы детей) А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?
Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»
Проводится пальчиковая гимнастика
Тесто ручками помнем
И баранки испечем
А потом заварим чай
В гости друга приглашай.
Рефлексия. Пока наши баранки пекутся, я хочу спросить, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Наши баранки тоже испеклись.(Воспитатель достает готовые баранки). Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией - врач» в младшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией - врач» в младшей группеОбразовательная область: Познавательное развитиеНа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию " Знакомство с символами России"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию " Знакомство с символами России" старшая группа, для участия муниципального этапа ежегодного Всероссийского...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Люблю березку русскую
Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Уточнить понятие «берест...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."
Этот конспект поможет педагогам познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);познакомить некоторым...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Русская изба»
НОД состоит из трех, связанных между собой, частей: вводная, основная и заключительная. В водной части дети идут к хозяйке избы в гости, здороваются по русскому народному обычаю, пре...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с лентой Мёбиуса» (старший дошкольный возраст)
Тема: «Знакомство лентой Мебиуса»Тип НОД: интегрированная.Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.Виды деятельности: коммуникативная, позна...
Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (знакомство с Санкт-Петербургом) в старшей группе «Летний сад. Весеннее пробуждение»
Методическая разработка содержит материал, предназначенный для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга, позволяет в игровой форме формировать у дет...
- Мне нравится (1)