Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект по познавательному развитию рекомендован педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям воспитанников. Цель: расширить представления детей о березе.
Задачи: расширить представления детей о березе как символе нашей Родины, ее целебных свойствах, обогатить и активизировать словарь детей , развивать эстетический вкус, координацию движений , мелкую моторику пальцев рук, воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
(Воспитатель ведёт рассказ на фоне показа слайдов) Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)
Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.
– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?.
. Любимое дерево русский народ наделял самыми ласковыми именами – стройная , кудрявая, белая , белоствольная. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. А сколько стихов посвящено русской красавице, вот, послушайте:
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
(А. Прокофьев)
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
(А.Кулагина)
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
(И.Наумов)
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н.Субботина)
Белую березу особенно величали в весенний церковный праздник– Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. Так же все люди старались украсить ветками берёз свои дома, потому, что берёзу все считали символом чистоты, её ветки выгоняли из дома всю нечисть. Мы тоже с вами знаем хоровод. Ну –ка, выходите, вокруг берёзы попляшите.
( Воспитатель ставит в центр вазу с веточками берёзы)
Хоровод: «Ай, да березка» обр. Рустамова
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной песни заведем.
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
К вечеру мы дружно скажем ей «Прощай!
Ты без нас березка в поле не скучай! »
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
(Воспитатель раздаёт детям ленточки жёлтые) Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, осень. Послушайте стихотворение: « В золото берёзку осень нарядила,
В её косы ленты жёлтые вплела,
И стоит берёзка, прямо на дорогу
Осыпает ворохи золотых монет» ( З. Шипицына)
Давайте и мы свои ленточки вплетём в косы берёзке.
Воспитатель предлагает детям присесть за столы и раздаёт им берёзовые листочки.
Воспитатель: «Берёзка листочки обронила. Осенние листочки как золотые монетки, как сердечки, как капельки, как парус на лодке. Вот сколько сравнений вы нашли. Отложите листочки в сторону и расскажем о нашей берёзке пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель задаёт вопрос: « Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается « Люди не только любовались красотой берёзы, но и лечились с её помощью. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать? ( ответы детей)
Берёзовый чай очень полезен при простудных заболеваниях. Берёзовый веник в бане прогоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца на пасху.
Очень полезен и полон витаминами берёзовый сок.
Воспитатель: « А ещё, ребята, берёзка двигаться всех заставляла. Когда собирались в старину парни с девушками на праздник, то обязательно около берёзки гульбища да игрища устраивали. Выходите ко мне, берёзка зовёт и вас поиграть.
Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили,( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
Воспитатель: » Ребята, а какие пословицы вы знаете про берёзку?»
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Березовый веник в бане — всем господин!
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Воспитатель:Послушайте, как написал про берёзку Геннадий Снегирёв
«Рассказ о берёзе»
Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу. И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка». « Ребята, в старину, когда не было службы по прогнозу погоды, люди смотрели на берёзу и по её внешнему виду предсказывали погоду. Послушайте народные приметы.
Весной березовый сок невкусен - хлеб уродится.
Если весною береза первая лист распустит, то лето будет сухое. Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб.
Листья опадают у березы постепенно - к легкому и урожайному году.
Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
Воспитатель: « Вот как много мы вспомнили и узнали о берёзке. Берёзка – красота России. Почти у каждого дома она раскинула свои кудрявые ветки, она качается одиноко в полях, густо растёт в рощах и березняках. Она нуждается в нашей помощи. Давайте будем беречь наши рощи, сады, леса. Без них нам нельзя. Послушайте. Как об этом сказал поэт П. Кудрявцев:
«Белая береза – русская земля»
Белая береза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя моря песню принесет.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты- в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
Воспитатель:» Наше занятие подошло к концу. Спасибо за вашу активность и любовь к берёзке."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_na_temu.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширить представления детей о березе.
Задачи: расширить представления детей о березе как символе нашей Родины, ее целебных свойствах, обогатить и активизировать словарь детей , развивать эстетический вкус, координацию движений , мелкую моторику пальцев рук, воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
(Воспитатель ведёт рассказ на фоне показа слайдов) Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)
Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.
– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?.
. Любимое дерево русский народ наделял самыми ласковыми именами – стройная , кудрявая, белая , белоствольная. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. А сколько стихов посвящено русской красавице, вот, послушайте.
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
(А. Прокофьев)
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
(А.Кулагина)
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
(И.Наумов)
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
(Н.Субботина)
Белую березу особенно величали в весенний церковный праздник– Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. Так же все люди старались украсить ветками берёз свои дома, потому, что берёзу все считали символом чистоты, её ветки выгоняли из дома всю нечисть. Мы тоже с вами знаем хоровод. Ну –ка, выходите, вокруг берёзы попляшите.
( Воспитатель ставит в центр вазу с веточками берёзы)
Хоровод: «Ай, да березка» обр. Рустамова
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной песни заведем.
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
К вечеру мы дружно скажем ей «Прощай!
Ты без нас березка в поле не скучай! »
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
(Воспитатель раздаёт детям ленточки жёлтые) Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, осень. Послушайте стихотворение: « В золото берёзку осень нарядила,
В её косы ленты жёлтые вплела,
И стоит берёзка, прямо на дорогу
Осыпает ворохи золотых монет» ( З. Шипицына)
Давайте и мы свои ленточки вплетём в косы берёзке.
Воспитатель предлагает детям присесть за столы и раздаёт им берёзовые листочки.
Воспитатель: «Берёзка листочки обронила. Осенние листочки как золотые монетки, как сердечки, как капельки, как парус на лодке. Вот сколько сравнений вы нашли. Отложите листочки в сторону и расскажем о нашей берёзке пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель задаёт вопрос: « Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается « Люди не только любовались красотой берёзы, но и лечились с её помощью. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать? ( ответы детей)
Берёзовый чай очень полезен при простудных заболеваниях. берёзовый веник в бане прогоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца на пасху.
Очень полезен и полон витаминами берёзовый сок.
Воспитатель: « А ещё, ребята, берёзка двигаться всех заставляла. Когда собирались в старину парни с девушками на праздник, то обязательно около берёзки гульбища да игрища устраивали. Выходите ко мне, берёзка зовёт и вас поиграть.
Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили,( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
Воспитатель: » Ребята, а какие пословицы вы знаете про берёзку?»
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Березовый веник в бане — всем господин!
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Воспитатель:Послушайте, как написал про берёзку Геннадий Снегирёв
«Рассказ о берёзе»
Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу. И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка». « Ребята, в старину, когда не было службы по прогнозу погоды, люди смотрели на берёзу и по её внешнему виду предсказывали погоду. Послушайте народные приметы.
Весной березовый сок невкусен - хлеб уродится.
Если весною береза первая лист распустит, то лето будет сухое. Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб.
Листья опадают у березы постепенно - к легкому и урожайному году.
Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
Воспитатель: « Вот как много мы вспомнили и узнали о берёзке. Берёзка – красота России. Почти у каждого дома она раскинула свои кудрявые ветки, она качается одиноко в полях, густо растёт в рощах и березняках. Она нуждается в нашей помощи. Давайте будем беречь наши рощи, сады, леса. Без них нам нельзя. Послушайте. Как об этом сказал поэт П. Кудрявцев:
«Белая береза – русская земля»
Белая береза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя моря песню принесет.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты- в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
Воспитатель:» Наше занятие подошло к концу. Приглашаю вас поиграть в подвижную игру « Во поле берёза стояла»
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»: Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «23 февраля — День Защитника Отечества» для детей подготовительной группы.
Ознакомление детей с понятием "защитники Отечества", развитие патриотических чувств. Поддержиать познавательный интерес к истории своей страны, воспитывать чувство гордости за свою армию, ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну умных игр" в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну умных игр" в старшей группе...
Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и
В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гости к бабушке Загадушке» для детей подготовительной к школе группы.
Конспкт занятия на тему : "В гости к бабушке Загадушке"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как звери к зиме готовятся» для детей средней группы
Формировать у детей представление о том, как дикие звери готовятся к зиме....