педагогический проект "Ознакомление детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения"
проект (младшая группа)
в проекте представлен опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с предметами ближайшего окружения и обогащению словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predm_bliz_okr.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРЕДМЕТАМИ
БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детство – каждодневное открытие мира.
В.А. Сухомлинский.
Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира-шумы, речь, музыку. Неравнодушен он и к зрительным стимулам - лицу взрослого, яркой погремушке и т.п. На основе безусловного ориентировочного рефлекса начинается познание окружающего мира. Правда, ориентировочная реакция возникает у малыша непроизвольно, рефлекторно, т.е. сама собой. Но и в раннем ориентировочном поведении детей скрывается яркая ориентировочно-исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира. Неслучайно академик И.П.Павлов, открывший феномен ориентировочной реакции, назвал ее «реакцией на новизну». Он писал, что у людей этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь в виде неудержимой тяги к познанию мира у взрослого или малого ребенка.
Изучение познавательной активности раннего детства имело общетеоретическое значение, т.к. эта проблема была связана с выявлением истоков высших форм ориентировочной деятельности и прообраза той познавательной активности человека, «которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире». (И.П.Павлов).
В ранний период жизни малыш не способен к сложной ориентировочно-исследовательской деятельности. Однако быстрый темп нервно-психического развития, накопления чувственного опыта, социализация, рост активности, смена ведущих видов деятельности в относительно короткий промежуток-все это позволяет предположить возникновение существенных качественных изменений в ориентировочно-исследовательской деятельности детей второго и третьего года жизни. Эти изменения связаны с качественно меняющимися возрастными особенностями ориентировочной активности ребенка, его познавательной активности.
Исследовательскую направленность действий можно наблюдать уже у младенцев первого полугодия жизни, они активно включаются в обследование игрушки (предмета) до тех пор, пока не будет исчерпана новизна предмета и не угаснет ориентировочный рефлекс на него. Этот комплекс активности называют: самоподкреплением новизной (Д.Б. Эльконин), аутостимуляцией (А.М. Фонарев, Л.Н. Павлова), презентацией через действие (Дж. Брунер), стремление к компетенции (Р. Уайт), но в основе его лежит стремление ребенка к практическому освоению окружающей действительности.
На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения- «реакции на новизну», любопытства - малыш переходит к сознательной ориентировочно-исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в целенаправленном познавательном интересе к тому или иному явлению. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Объективно же любознательность - ориентировочно-исследовательская деятельность, поднята на уровень второй сигнальной системы, т.е. речи и мышления.
В детях надо обязательно развивать любознательность с первых дней жизни и постоянно ее поддерживать. Воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера, формирующей его личность. Она является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения с взрослыми, которые сознательно формировали его интересы.
Ознакомление с окружающим является одной из важных и сложных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, т. к. являются важнейшей составной частью умственного воспитания детей дошкольного возраста и формирования начал их мировоззрения. Современные дошкольные учреждения в работе руководствуются разнообразными вариативными программами самостоятельного или парциального характера, где главный упор делается на формирование у детей познавательного интереса как предпосылки учебной деятельности. Повышается объем требований к первокласснику, он должен не только знать и называть предмет, но и уметь сравнивать, анализировать, обобщать. А между тем современный ребенок, особенно в условиях городской культуры,
имеет минимум чувственного опыта (дети не знают натуральной характеристики предмета, не все знают на вкус некоторые овощи, фрукты, мало знакомы с дикими и даже домашними животными и т. д.).
И педагог должен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Т.о., в раннем возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. У детей дошкольного возраста уже формируются первичные представления об окружающем, овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, тем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Проблема проекта:
Недостаточный объем знаний о предметах ближайшего окружения у детей раннего возраста.
Цель проекта:
Организация системы работы, направленной на ознакомление с предметами ближайшего окружения с целью развития речи и любознательности у детей раннего возраста.
Задачи:
1.1.Разработать перспективный план совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с предметами ближайшего окружения.
1.2.Систематизировать игры и упражнения по проблеме.
1.3.Развивать устойчивый интерес к познанию предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт), способов их использования; функций; частей; материала.
1.4.Формировать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
1.5.Расширять словарный запас детей, вводить обобщающие понятия.
2.1.Разработать комплекс мероприятий по активному привлечению родителей в работе по реализации проекта.
3.1.Создать условия для познавательной активности детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕТИ |
РОДИТЕЛИ | ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА |
1.Увеличение числа детей с высоким уровнем знаний и богатым словарным запасом. 2.Обогащение сенсорного опыта детей: знать названия основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), величину (большой, маленький, высокий, низкий), форму (круг, квадрат), различать понятия - один, мало, много. 3.Развивать желание больше узнавать о назначении предметов. | 1.Повышение знаний по вопросу ознакомления с предметами ближайшего окружения и развитию речи. 2.Создание соответствующей предметно-развивающей среды дома. 3.Установление тесного контакта с педагогами группы для успешного решения задач. 4.Активная помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. | 1.Пополнение необходимым материалом: - наборы предметных картинок соответствующих серий - наборы мелких игрушек (мебель, посуда, транспорт) - мебель в кукольный уголок - набор мягкой мебели для детей - настольно-печатные игры («ассоциации», «узнай и назови», «найди отличия», т. д. - атрибуты к сюжетным играм и уголку ряженья. |
Отбор программного материала
осуществляется с опорой на известные принципы Я.А.Каменского:
- энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает).
- природосообразность (человек-часть природы и подчиняется его законам).
- воспитательная ценность знаний.
Каждый подраздел имеет свою базовую основу
Ребенок и. окружающий мир | ||
Предметное окружение | Явления общественной жизни | Мир природы |
1.Ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п. | 1. Жизнь и труд взрослых. | 1.Мир людей. |
2. Восприятие предмета как творение человеческой мысли и результата трудовой деятельности. | 2. Родная семья, родственные отношения. | 2.Мир животных. |
3.Страна. | 3.Мир растений. | |
4.Армия. | 4.Места обитания (земля, вода, воздух). | |
5.Представления о себе. | 5.Вычленение свойств, качеств, частей, классификация. | |
6.Макросоциальная среда (двор, магазин, аптека, школа, поликлиника, транспорт, пр.) |
Анализ внутренней ситуации.
В настоящее время в детском саду реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные задачи, поставленные перед дошкольным образованием.
Детский сад №48 расположен в г. Чебоксары по улице Чапаева и функционирует с1960 г. Коллектив работает над проблемой» Приобщение детей к здоровому образу жизни». В работе используем «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой- 2005г, «Программу образования ребенка-дошкольника» под руководством Л. В. Кузнецовой для осуществления национального компонента.
Я работаю с детьми первой младшей группы. Количество детей- 27. Имею первую квалификационную категорию. Углубленно работаю над проблемой «Ознакомление детей с предметами ближайшего окружения». Вначале учебного года дети впервые пришли в садик. После прохождения детьми периода адаптации я стала проводить работу по выявлению у детей имеющихся знаний по данной теме и словарный запас. Три ребенка имели более глубокие знания о предметах: название, части, назначение. Восемь детей имели поверхностные представления и пять человек, кроме названий предметов ничего не знали. По развитию речи были следующие результаты:
Четверо детей имели большой активный словарь и владели речью, девять - говорили отдельные слова, трое - не владели речью и имели небольшой объем пассивного словаря. Выявив недостатки, я разработала перспективный план работы, определила цели и задачи, затем начала работу с детьми по ознакомлению с предметами ближайшего окружения и развитию речи.
При систематической работе можно заложить в детях основы познания и добиться значительных успехов в активизации словаря. К концу учебного года у всех детей значительно расширился кругозор, освоили предметы ближайшего окружения по своему возрасту, их части, назначение, способы действий, были сформированы сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Значительно расширился словарный запас детей.
Продолжая работу по данной проблеме, я поставила следующие задачи:
- становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации;
- формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
- формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, формирование основ логического мышления;
- развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления;
- развитие восприятия.
Ресурсы обеспечения проекта
Программно-методическое
- комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., Мозаика- Синтез, 2006.
- «Программа образования ребенка-дошкольника» под руководством Л. В.Кузнецовой. Министерство образования и молодежной политики ЧР, Чебоксары, 2006.
Материально-техническое
- оборудованы все игровые зоны
- наличие разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр
- детская литература.
Разработчик проекта
- воспитатель Ильина Е.Н., средне-специальное образование, стаж работы 20 лет, вторая квалификационная категория, награждена грамотой отдела управления образования администрации Ленинского района г. Чебоксары.
Участники проекта:
- дети 1 младшей группы
- педагог-психолог Тарасова Н. А. высшее педагогическое образование
- родители группы
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ
Познавательная деятельность в раннем детстве своеобразна и качественно отличается от познавательной деятельности взрослого человека. Она не выделяется особо как специфическая деятельность; она проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, вплетаясь в русло всех ведущих линий развития ребенка. Этот процесс связан с его сенсорным развитием и формированием основных движений, совершенствованием движений рук и овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т.д.
Взрослый человек способен определить и ограничить круг собственных интересов, стремясь глубже познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия и закономерности. Этот процесс требует целенаправленной любознательности и устойчивых интересов.
Первые проявления познавательной активности у детей связаны с ориентировочными реакциями. На их основе возникает взаимодействие ребенка с окружающим миром, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается замечательным свойством ориентировочных реакций - возникать при проявлении каждого нового объекта.
Ориентировочно-исследовательская деятельность, предшествующая игре, имеет ряд этапов, которые заключаются в обнаружении, разведке, констатации игровых свойств объекта, переходящих затем в занимательные игровые действия. Ребенок активно впитывает любую информацию, способную объяснить окружающий мир. И взрослые обязаны помочь ребенку в этом своей любовью и заботой.
Одним из важных источников познания мира является речь. Работа по развитию речи и познанию окружающего должна проводиться одновременно и взаимосвязано. Сначала ребенок начинает овладевать так называемыми функциональными действиями. У ребенка постепенно складывается обобщенное дифференцированное представление об окружающих вещах. Слыша от взрослых их названия, определение свойств, малыш учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов. Педагог должен раскрывать ребенку не только способы действия, но и их направленность, мотивацию. Затем появляется этап понимания направленности действий человека. Представления возникают при наблюдениях, при участии в разных видах деятельности, организуемой педагогом. Знакомясь с отдельными действиями, ребенок обязательно соприкасается с предметами, характерными для того или иного вида деятельности. Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление и память.
Уровень сформированности речи является показателем умственного развития ребенка, наличия умения обобщать, сравнивать, выделять главное, способности переводить в мысленный план практические действия. Процесс развития речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный, охватывающий 1г.ж., и период оформления самостоятельной речи, характерный для 2 и 3г. ж. Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком чувственно. Чувственное и рациональное являются двумя сторонами единого процесса познания.
И.М. Сеченов писал, что «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок перестает быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».
Развитие речи осуществляется в комплексе с другими общими задачами:
- развитие понимания речи взрослого
- развитие способности подражать звукосочетаниям и словам
- замена облегченных слов словами правильными
- расширение пассивного запаса слов
- развитие активной речи.
Работа по развитию речи и познанию окружающего должна проводиться одновременно и взаимосвязано. Сначала ребенок начинает овладевать так называемыми функциональными действиями. У ребенка постепенно складывается обобщенное и дифференцированное представление об окружающих вещах. Слыша от взрослых их названия, определение свойств, малыш учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов. Педагог должен раскрывать ребенку не только способы действия, но и их направленность, мотивацию. Затем появляется этап понимания направленности действий человека. Представления возникают при наблюдениях, при участии в разных видах деятельности, организуемой педагогом.
Знакомясь с отдельными действиями, ребенок обязательно соприкасается с предметами, характерными для того или иного вида деятельности. Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление и память.
Т. о., в процессе взаимодействия с окружающим миром у детей развивается способность выражать словом свои чувства мысли, впечатления, а также возможность понимать речь взрослого, его объяснения, требования и т. д., что значительно обогащает познавательную активность малышей. Постепенно речь становится для них важнейшим средством познания.
Для успешного развития детей важное значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Организуя наблюдения за окружающим, знакомя с предметами и явлениями, обучая различным действиям, воспитатель расширяет и углубляет знания ребенка. У него формируется активное сознательное отношение к миру, целенаправленно развиваются познавательные интересы, мышление, речь. Малыш учится делать простейшие обобщения, сравнивать, устанавливать связь наблюдаемого с предшествующими впечатлениями. Многие знания о предметах малыши получают практически, в быту. Так постепенно и последовательно расширяется его ориентировка в окружающем. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях знания останутся неполными, тем более что предметы ближайшего окружения быстро становятся для детей привычными, теряя элемент новизны. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни малыша, тем большие познавательные возможности имеются для проведения занятий:
- инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций
- рассматривание изображения знакомых предметов (узнавание, называние, рассказывание)
- наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов)
- чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе.
Т. о., на занятиях у детей закрепляются полученные знания.
Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий.
В процесс рассматривания предметов и объектов и выделения их свойств (обследование) необходимо включать разные органы чувств, а также движения обеих рук по предмету и его частям (поочередно) – его «обрисовывание». Это позволит лучше запомнить форму основной части и более мелких частей предмета, а затем назвать их и изобразить. Об этом писала Н.П.Сакулина и предложила последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности:
- восприятие целостного облика предметов
- вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга
- вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям
- повторное целостное восприятие предмета.
Работа по развитию восприятия осуществлялась систематически, последовательно и включалась во все этапы жизнедеятельности детей.
По данному проекту работа велась в двух направлениях:
- с детьми
- с родителями
Работа с детьми
Задачи:
- Знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт), называть их свойства, назначение, цвет, форму, величину, материал, части.
- Способствовать расширению словаря и появлению обобщающих понятий.
- Способствовать желанию ребенка обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
- Развивать любознательность.
Ознакомление с предметным окружением
- дидактический стол - объемные геометрические фигуры
- вкладыши
- пирамидки т.д.
- книжный уголок
- уголок ряженья
- зона двигательной активности
- элементы некоторых видов театра
- центр развития - игры на развитие сенсорного восприятия
- мелкой моторики, воображения, речи (матрешки, стаканчики,
шнуровки, лото, кубики, мозаика, т.д.).
- игровая жилая комната - мебель
- куклы
- гардероб
- посуда
- игровые двигательные модули - машины большие
- каталки
- коляски
- уголок изодеятельности
- мольберт
- карандаши
- мелки
- фломастеры
- краски
- центр песка и воды
- песок
- вода
- формочки
- совочки, грабельки, палочки
- моющие игрушки.
Ознакомление с предметным окружением ведется во всех блоках педагогического процесса в течение всего года.
Специально организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Утренняя гимнастика | Развивающие, дидактические, подвижные игры | Игры с предметами |
Игры-путешествия | Сюжетно-ролевые игры | Театральная деятельность |
Развитие речи и ознакомление с окружающим | Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим | Сюжетно-ролевые игры |
Сенсорное развитие | Игры со строительным материалом | Дидактические панно |
Музыкальные занятия | Трудовые действия | Изобразительная деятельность |
Физкультурные занятия | Праздники и развлечения | |
Изобразительная деятельность | Здоровьесберегающие технологии |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- ознакомление родителей с задачами по данной теме
- привлечение к созданию соответствующей предметно-развивающей среды дома
- привлечение к активному участию по созданию предметно-развивающей среды в группе детского сада.
План мероприятий
мероприятия | сроки |
Лекция «Особенности развития детей третьего года жизни» | октябрь |
Семейный проект «Семейная коллекция» | ноябрь |
Консультация «Как создать дома предметно-развивающую среду» | декабрь |
Рождественские встречи (обмен опытом) | январь |
Информационный лист «Как провести эксперименты дома» | февраль |
Выпуск семейных альбомов «Моя семья» | март |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации развивающей среды в семье
с целью развития любознательности у детей.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не
поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
-Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждая вслух, и обосновывайте свои суждения.
-Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
-Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
-Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение- это всегда немного общение «на вырост».
- По возможности, много путешествуйте с ребенком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате»
- Ходите с ребенком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
цель | мероприятия | сроки | ответствен-ный. |
Проанализировать условия, определить пути работы |
5. Систематизировать игры и игровые упражнения по ознакомлению с предметами 6. Разработать модель познавательного развития с целью развития речи детей раннего возраста
игрового материала
уголок, игрушки
(приложение) | Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь В течении года В течении года сентябрь | Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Педагог-психолог Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Родительский комитет Ильина Е. Н. |
2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
Обеспечение единства участников в работе над проектом | 1. Работа по развитию познавательной и речевой активности во всех режимных процессах, во всех видах деятельности 2. Индивидуальная работа с детьми по развитию речи и ознакомлению с предметами ближайшего окружения 3. Чтение детской литературы соответствующей тематики 4. Участие детей в играх по интересам - кукольный уголок, транспорт, предметные игрушки, ряженье 5. Проведение открытого занятия для педагогов детского сада 6. Повышение знаний родителей о значении ознакомления с предметами для детей 7. Обогащение предметно-развивающей среды в группе 8. Разработка методических рекомендаций, перспективного плана совместной деятельности, систематизация игр и упражнений 9. Организация выставок, дней открытых дверей для родителей | В течение года В течение года В течение года В течение года Ноябрь В течение года В течение года Сентябрь- Октябрь Сентябрь, май | Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Педагог-психолог Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. Ильина Е. Н. администрация |
3. ОБОБЩАЮЩИЙ
Определить результаты реализации проекта |
– по изучению состояния познавательной активности – по изучению состояния развития речи
| Май Май декабрь | Ильина Е. Н. Педагог-психолог Ильина Е. Н. Педагог-психолог Ильина Е. Н. |
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность…………………………………………………..3-4
Проблема проекта, цель, задачи………………………………5
Ожидаемые результаты……………………………………… .6
Этапы реализации проекта……………………………………7-9
Ресурсы обеспечения проекта…………………………………10
Анализ внешней ситуации……………………………………..11-12
Анализ внутренней ситуации…………………………………..13
Мониторинг………………………………………………………14-15
Отчет………………………………………………………………16-22
Литература…………………………………………………………23
Приложение………………………………………………………..24-27
ЛИТЕРАТУРА
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., ЦГ., 2005.
- Дошкольное воспитание. 2006. №12. Раннее детство: воспитание любознательности. С.113.
- Дошкольное воспитание. 2007. №1. Ребенок познает предметный мир.
- С. 45.
- Дошкольное воспитание. 2007. №7. Познаем окружающий мир через игру. С.24.
- 5.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-синтез, 2005.
- Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М., Педагогическое общество России, 2002.
- Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара. 1997.
- Игры с детьми раннего возраста: методические рекомендации. Сост. Аралова М. А. – М., Сфера, 2008. – 128с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. Васильевой М. А. и др. – М., Мозаика-синтез, 2006. – 344с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. и др. – М.. Мозаика-синтез. 2006.
- Программа образования ребенка-дошкольника. Под рук. Кузнецовой Л.В. – Чебоксары, 2006.
- Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., Просвещение, 1987. 223с.
- Ребенок в детском саду. 2005. №1. Как организовать познавательную деятельность детей. С.19-23.
- Развернутое перспективное планирование в 1 младшей группе. Под ред. Васильевой М. А. и др. Волгоград, 2009. – 86с.
- Фонарев А. М. Ребенок и среда. – М., Просвещение, 1974.
-ПРИЛОЖЕНИЕ-
Пособия:
Предметы мебели кукольного уголка, куклы, чайный сервиз, блюдце с муляжами кондитерских изделий.
Предшествующая работа:
- рассматривание предметных картинок серии «мебель».
- знакомство с кукольной мебелью.
- занятие с введением понятия «мебель».
- игры-инсценировки «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «В гости к куклам».
Организация детей:
- стоят свободно, рядом с педагогом.
- по подгруппам
Ход занятия:
Воспитатель вносит новую куклу и собирает около себя детей.
-К нам пришла кукла Таня. Посмотрите, какая она нарядная и красивая.
Поздоровайтесь с ней.
-Здравствуй, Таня.
- Здравствуйте, дети. Я хочу посмотреть как вы живете и остаться у вас.
- Где же, дети, будет жить у нас Таня? (обращается к детям, при затруднении помогает).
- Конечно в кукольном доме. Пойдемте покажем Тане.
Воспитатель подводит детей к кукольному уголку.
- Вот здесь у нас комната для кукол (обводит рукой).
-Тебе нравится, Танечка?
- Да, очень красиво и уютно, много мебели.
- Дети, давайте Тане покажем и расскажем какая мебель здесь есть. Хорошо?
- Да.
- Что это?
- Кровать.
- Данил, что это?
- Кровать.
- Соня, что это?
- Кровать.
- Для чего нужна кровать?
- Спать.
- Правильно. Что есть у кровати? (обводит рукой).
- Ножки.
- Кира, что это?
- Ножки.
- Правильно. А еще есть матрац и спинки (показывает)
Повторите.
- Матрац, спинка (повторяют совместно с педагогом).
- Видишь, Таня, какая хорошая кроватка. Полежи, отдохни.
- Да очень мягкая, удобная кровать.
- А когда проснешься, сядешь на эту табуретку и перед зеркалом приведешь себя в порядок (сажает куклу перед трюмо).
- Дети, это зеркало называется трюмо.
Скажите все.
- Трюмо.
(обращается к каждому ребенку с просьбой повторить слово).
- Молодцы. У трюмо есть зеркало, полочки, куда кладут расчески, фен, ножницы. (показывает).
- Для чего нужно трюмо?
- Делать прическу, стрижку.
- Правильно. Поняла, Таня?
- Да.
- Посмотри, что еще есть (поднимает с табуретки).
Что это, дети? (показывает на буфет, при затруднении помогает).
- Буфет.
- Для чего нужен буфет?
- ставить тарелки, чашки и т.д.
- правильно, Таня. В буфет мы ставим посуду: тарелки, чашки, кастрюли. Скажи Ксюша «буфет».
- буфет
- соня скажи буфет»
- буфет
- что есть у буфета (полочки, дверки)
- молодец. Посмотрим какая еще есть мебель. Что это? (показывает на диван).
- диван
-для чего нужен диван?
- сидеть, спать.
- что есть у дивана? (при затруднении помогает)
- есть сиденье, спинка (показывает рукой). На сидении мы (пауза) сидим. К спинке мы прикасаемся своей спиной, когда садимся, чтобы было удобно. Садись, Танюша (сажает). Хорошо сидеть?
- да, очень удобно.
- ты посиди, посмотри ещё какая мебель есть. У чего еще есть спинка? Внимательно посмотрите (пауза для рассматривания).
- у стула и кресла.
- правильно. Даниил, покажи спинку у стула (показывает). Скажи «спинка».
- спинка.
- Нина, покажи сиденье (показывает) скажи «сиденье»
- сиденье .
- что еще есть у стула? (показывает ножки)
- ножки.
- правильно. Зачем нужны ножки?
- чтобы не падать
- правильно. А вот это что? ( показывает на табурет) для чего он? (при затруднении помогает).
- Табурет – чтобы сидеть (повторяют слово вместе).
- А чего у него нет? (при затруднении показывает на стул и табурет). Что есть у стула, и нет у табурета?
- Спинки.
- Правильно. Видишь, Таня, сидеть можно и на диване, и на стуле, и на табурете. Что еще мы показали Тане из мебели?
- Стол.
- Для чего нужен стол?
- Кушать, писать.
- Правильно. Что есть у стола? (показывает)
- Ножки.
- Молодцы.
- Вот сколько мебели есть у кукол. Как все это называется?
- мебель.
- (обращается к каждому ребенку с просьбой повторить слово «мебель»). Понравилось тебе, Таня?
- Да, очень. Я хочу остаться здесь жить.
- Дети, оставим Таню у нас?
- Да!
- Ты знакомься с другими куклами ( сажает другие куклы рядом, расставляет чайный сервиз и блюдце с кондитерскими изделиями), угощайтесь чаем, а мы пойдем гулять. Скажите дети: «До свидания!» (машем куклам).
- До свидания! (воспитатель уводит детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ
Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...
Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста. Найди предмет такой формы.
Цель: - закрепить представление детей о круге и треугольнике.Задачи: - учить детей узнавать и называть эти геометрические фигуры...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности в сист...
Презентация для детей раннего возраста "Формы предметов"
Презентация для детей раннего возраста "Формы предметов"...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
Представление Практики экспериментирования в группе ДОУ с детьми раннего взраста...
Теоретические основы развития детей раннего возраста Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Теоретические основы развития детей раннего возраста Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возрастаРанее детство (1-3 лет) – возраст бурного ра...
«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
В статье раскрывается актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...